Абсурд — это что-то нелепое, алогичное, противоречащее здравому смыслу.
Характеристика доктора Риэ и отца Панлю
Герои романа «Чума»:
- доктор Бернар Риэ,
- Жан Тарру,
- репортер Раймон Рамбер,
- священик отец Панлю,
- Гран,
- Коттар,
- мадам Риэ (мать доктора).
Главным героем произведения А. Камю является Бернар Риэ, местный доктор и рассказчик происходящих в романе событий. Бернар Риэ самоотверженно борется с эпидемией чумы, в образе которой писатель показал любое стихийное действие. Чума в романе Камю – это проявление всеобщего Зла. Доктор Риэ трезво понимает, что борьба с чумой – это практически безнадежное дело, но несмотря на это ни на минуту не прекращает своей работы. Благодаря серьезности и логике доктора читатель видит реальную картину эпидемии. Он неоднократно в силу своей профессии сталкивался со смертью лицом к лицу. Смерть ребенка стала для доктора серьезным испытанием. Доктор Риэ не признает бога, но не потому, что не верит в его существование, а потому, что он считает его ненужным.
Отец Панлю первоначально перед читателем предстает в отталкивающем виде проповедника, чуть ли не ликующего по поводу эпидемии. В чуме он видит божью кару за грехи горожан. Такой ход мыслей, достаточно трафаретный для христианства, говорит о том, что священник все еще продолжает существовать по инерции. Он хочет воспользоваться страхом оранцев для укрепления их тусклой, ослабевшей веры. Собственная болезнь становится для отца Панлю настоящим испытанием. По его мнению, принимать помощь врачей означает проявить слабость, непоследовательность в собственных убеждениях. Кроме того, священник отлично понимает, что эта помощь не сможет его спасти.
Истинная гуманность с точки зрения персонажей романа «Чума»
Одним из основных смыслов романа А. Камю «Чума» является вопрос о гуманизме, о добре и зле. Решение этого вопроса осуществляется через ряд ситуаций, которые происходят с героями произведения. Журналист Рамбер, который отчаянно хочет вырваться из зачумленного города, приходит к доктору Риэ и просит в виде исключения выписать ему справку о том, что он совершенно здоров и имеет право выйти из зоны карантина. Однако доктор на это замечает, что ручаться за то, что Рамбер не подхватит микроб до того, как выйдет из города, не может. Он объясняет журналисту, что есть серьезная опасность, что через него чума может попасть в Париж и привести к гибели сотен людей. Так Риэ ставится автором в ситуацию сложного выбора – поступить по-человечески и отпустить Рамбера к жене или несмотря ни на что проявить твердость и отказать. Риэ не может допустить, чтобы погиб хоть один человек и выбирает второй вариант. Рамбер упрекает его в отсутствии гуманизма и бесчеловечности.
Тем временем в зараженном городе формируются добровольческие отряды для борьбы с чумой. Инициатором этого движения является Тарру, который неожиданно решил стать на борьбу с чумой. Доктор Риэ, Гран, а затем и Рамбер вступают в этот отряд. Дальнейшее развитие вопроса о гуманизме происходит в одной из сцен, где Тарру и Рамбер работают в зараженном квартале. Тарру высказывает мнение, что осуществляя подобные действия, люди иногда сами способствуют распространению заразы. Так человечность и добро могут приносить зло.
Но тогда если добро в привычном понимании способно привести к страшным последствиям, к смерти, трагедии, злу, что тогда является настоящим добром? И существует ли вообще добро? Что будет альтернативой традиционному гуманизму?
Гипотеза Тарру об истинной гуманности
У доктора Риэ есть пациент, старик-астматик. Однажды Тарру просит врача взять его с собой к этому старику. После осмотра Риэ и Тарру выходят на террасу, с которой открывается вид на море. Тарру рассказывает Бернарду Риэ историю своей жизни. он рассказывает о том, как однажды его отец, прокурор, взял Тарру на процесс в надежде, что сын захочет продолжить его дело. Тарру действительно восхищается отцом, который произносит отличную речь и требует для обвиняемого смертного приговора. Но у юноши остается лишь одно впечатление – обвиняемый кажется таким живым, что мысль о смертной казни для этого человека кажется неприемлемой. Ему противна эта мысль настолько. Что Тарру не может спать и сеть, он постоянно об этом думает. В итоге юноша заявляет отцу о своем решении уйти из дома. Тарру решает раз и навсегда покончить с таким ужасным явлением, создав общество, где нет смертоубийств и смертной казни. Тарру становится профессиональным революционером, борется со старым бесчеловечным строем. Но ради этой борьбы ему приходится поступится своими же принципами, допуская отдельные смерти ради будущего всеобщего блага. В скором времени Тарру понимает абсурдность такой борьбы.
Зло невозможно искоренить методами самого зла.
Тогда Тарру решает оставить революционную борьбу. Его тоже волнует вопрос о настоящем добре и гуманности.
И ему кажется, что чума помогла найти ответ на этот вопрос. Он излагает доктору Бернарду Риэ свою гипотезу, согласно которой люди делятся на категории тех, кто убивает. Угнетает, и тех, кто терпит эти лишения. По мнению Тарру, настоящий гуманизм заключается в том, чтобы встать на сторону тех. Кто терпит лишения. Лишь такое решение будет единственно правильным, и именно в этом заключается смысл жизни.
Идея гуманности Тарру находит отражение и в сюжетной линии Рамбера. Журналист, пытаясь вырваться из города, параллельно наблюдает за действиями доктора Риэ. Когда у Рамбера появляется возможность нелегально выйти из зоны карантина, он за несколько часов до отъезда приходит к Риэ. Доктор искренне говорит, что не держит зла на Рамбера, ведь он имеет справедливое право на личное счастье. Рамбер, всегда считавший себя чужаком в этом городе, вдруг заявляет, что болезнь сблизила всех, и борьба с чумой – его борьба тоже. Он отказывается уезжать из зачумленного города и ставит на карту личное счастье ради того, чтобы занять сторону тех, кто терпит лишения и бороться с болезнью.
Таким образом, по Камю, истинный гуманизм – это не счастье каждой отдельно взятой личности, а борьба на стороне терпящих лишение, борьба против зла и смерти.
Традиционное понимание гуманизма в 20 веке рушится. Возникает осознание, что идеи гуманизма, главной целью которых является счастье для всех и для каждого, могут привести к большому социальному злу, масштабы которого будут разрушительны. Со всей наглядностью это продемонстрировали фашистские проекты по созданию нового человека.