Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Райнер Мария Рильке, один из самых влиятельных поэтов-модернистов ХХ века

Определение 1

«Вещное стихотворение» («Dinggedicht») – это жанр, введенный в литературу известным поэтом-модернистом Райнером Марией Рильке, который считал, что все предметы мира, даже самые незаметные и скромные, достойны внимания художника. Жанр «вещное стихотворение» является воплощением идеи Рильке о всеобщем единстве на самом высоком уровне.

Начало творческой деятельности Р. М. Рильке

Рене Карл Вильгельм Иоганн Йозеф Мария Рильке, известный австрийский поэт, являющийся одним из наиболее влиятельных поэтов-модернистов 20 века, родился в декабре 1875 года в Праге, в то время принадлежавшей Австро-Венгрии. Отец поэта Йозеф Рильке работал служащим в железнодорожной компании. Через девять лет после рождения сына родители поэта решили расстаться.

В 1886 году будущего поэта отдали в военную школу. В 1891 году, после окончания учебного заведения, Райнер Мария Рильке был переведен в военное училище. В скором времени юношу признали негодным к службе в армии ввиду слабого здоровья. Тогда отец отправил Рильке в торговую академию, находившуюся в Линце. Уже через полгода, брат матери поэта, успешный юрист, желавший когда-нибудь передать племяннику адвокатскую контору, настоял на том, чтобы Рильке вернулся в родной город и поступил в гимназию. В 1895 году будущий поэт успешно сдал экзамен и был зачислен в Пражский университет.

Первые свои стихи Райнер Мария Рильке начал публиковать в газетах Праги в 1891 году. в 1894 году Райнер Мария Рильке выпустил свой первый поэтический сборник «Жизнь и песни», посвященный своей подруге. Этот сборник во многом был подражательным и большого успеха не имел. Спустя годы поэт предпочитал и вовсе о нем не вспоминать и настаивал, чтобы его изъяли из всех книжных магазинов.

Через год была издана книга «Жертвы ларам». Эта книга импрессионистических стихов была задумана автором в качестве поэтической прогулки по родному городу. Стихи из этого сборника отличаются простотой, уже в некоторых из них прослеживается сочетание музыкальности и конкретности поэтического образа, которые характерны для творческой манеры Рильке. Произведения, вошедшие в эту книги, были навеяны поэту чешским фольклором, событиями из истории Чехии, или являются поэтическими описаниями зданий старой Праги. Этот сборник стал своеобразным прощанием Рильке с родиной, так как поэт в 1896 году порвал со своей семьей и уехал из Праги, решив полностью посвятить себя творчеству.

«Райнер Мария Рильке, один из самых влиятельных поэтов-модернистов ХХ века» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Несколько лет Райнер Мария Рильке путешествовал. Сначала он отправился в Мюнхен, где изучал философию в местном университете. После поэт переехал в Берлин. А весной 1898 года Рильке отправился в путешествие по Италии. За это время вышло два сборника Рильке: в 1896 году сборник стихотворений «Венчанный снами», а в 1897 – «Сочельник».

В первом сборнике Рильке, следуя литературной моде того времени, стремился отойти от обыденной действительности, а центром его поэзии стал внутренний мир человека. Основными темами сборника «Венчанный снами» являются мечта и сон.

Во втором поэтическом сборнике Рильке развивает образы и темы предыдущей книги. Основным мотивом сборника «Сочельник» становится мотив ожидания: ожидания любви, праздника, материнства, поворота в творчестве.

«Часослов»

В период жизни в Берлине Рильке сблизился с Лу Андреас-Саломе, писательницей, дочерью прусского генерала, состоявшего на русской службе. Писательнице сумела увлечь Рильке русской культурой, поэт начал изучать русский язык. А весной 1899 года Райнер Мария Рильке отправился в первое путешествие по России. Поэта и его спутников, супругов Андреас, принимал у себя русский писатель, граф Лев Николаевич Толстой. Во время путешествия Рильке познакомился с И. Е. Репиным, Б. Л. Пастернаком.

В 1900 году поэт снова предпринял поездку по России. Он снова посетил Ясную Поляну, где в беседах с Толстым провел несколько дней. Очень важной для Райнера Рильке стала встреча с крестьянским поэтом Спиридоном Дрожжиным.

Россию поэт воспринял идеализированно. В жизненном укладе русских людей он увидел возможность существования народа в нерушимом союзе с природой и богом. Райнеру Рильке показалось, что именно в России еще осталась утраченная Западом «неотчужденная сущность человека». Рильке говорил, что русский человек с присущей ему религиозностью смог сохранить и то религиозное чувство, благодаря которому человек постоянно ощущает свою близость к богу. По словам Рильке, Россия навсегда стала для него духовной родиной и основой восприятия и переживания жизни.

В результате двух путешествий поэта по России Рильке выпустил сборник «Часослов», который был написан в форме дневника православного монаха. В период с 1899 по 1902 годы были написаны три книги «Часослова»:

  • «Книга о монашеской жизни»
  • «Книга паломничества»,
  • «Книга о нищете и смерти».

Все книги были изданы в 1905 году под одной обложкой.

В этом сборнике причудливым образом переплетаются впечатления поэта от путешествия по России, романтические интонации и отголоски увлечения немецкой мистикой. Именно в «Часослове» Рильке впервые ставит перед собой задачу осмысления мира с философской точки зрения. Стихи этого сборника напоминают молитвы. Лирический герой произведений напрямую общается с богом, а раздумья о боге являются центральной линией «Часослова». По мнению поэта, бог создает этот мир непрестанно и обнаруживает себя в самых различных природных явлениях.

Замечание 1

Бог может обернуться совершенно любой вещью, поэтому Рильке называет его «вещью вещей».

А художник, который навсегда запечатлевает природу и вещи в произведениях искусства, возвращает их богу, тем самым оказываясь соучастником процесса творения.

«Дуинские элегии»

В 1910 году Райнер Мария Рильке совершил путешествие в Северную Африку, а через год он отправился в Египет. В этот период поэт познакомился с австрийской княгиней Марией фон Турн-унд Таксис, по приглашению которой приехал в Дуино, родовой замок Таксисов. В замке Дуино Рильке пробыл до лета 1912 года.

В 1912 году Райнер Мария Рильке начал работу над своей самой сложной для понимания и интерпретации книгой – «Дуинскими элегиями». В этой книге Рильке попытался создать свою собственную лирико-философскую концепцию мира.

Замечание 2

Работу над «Дуинскими элегиями» Рильке закончил лишь спустя девять лет.

Элегии отличаются мрачным тоном, а их язык намеренно затемнен и не всегда понятен. Затронутые поэтом темы в большинстве своем трагичны. Райнер Мария Рильке говорит здесь о бессилии любви, о неустойчивости желания, а смерти. В элегиях лирический герой обращается не к богу, а к эмоциям читателя и к самым темным глубинам человеческого сознания.

Центральными образами «Дуинских элегий» являются человек, ангел и кукла. Рильке писал, что «Ангел «Элегий» - это существо, которое служит для нас ручательством, что невидимое составляет высший разряд реальности».

Кукла в элегиях противопоставляется ангелу. Кукла здесь выступает в качестве символа бездуховного, механического существования.

Что касается человека, то в «Дуинских элегиях» это синтез куклы и ангела, маска, наполненная содержанием наполовину.

Другие произведения Райнера Марии Рильке:

  • «Жизнь и песни»
  • «Мне на праздник»
  • Цикл «Жизнь Девы Марии»
  • «Жертвы ларам»
  • «Сонеты к Орфею»
  • Роман «Записки Мальте Лауридса Бригге» и другие.
Дата последнего обновления статьи: 23.07.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot