Экзистенциальная литература - это подвид философского романа, наполненный переживаниями героя о смысле собственного существования.
Краткий анализ романа «Тошнота»
Роман «Тошнота» был написан Жан-Полем Сартром в 1938 году, в период его пребывания в Гавре. Произведение по своему жанру относится к философскому роману. Здесь проводится анализ классических проблем, свойственных такому литературному направлению, как экзистенциализм: осмысление категории существования субъектом и вытекающие из этого осмысления положения бессмысленности человеческой жизни, ее абсурдности и тяжести для мыслящего сознания.
По форме роман – это дневник главного героя произведения, тридцатилетнего историка Антуана Рокантена, в котором он подробно и тщательно описывает свое открытие категории существования себя и окружающего мира.
Персонаж живет на ренту и занимается историческими изысканиями, а потому он избавлен от необходимости работать, соответственно, ему не нужно погружаться в социум. Рокантен живет один. В прошлом у героя произведения была большая любовь с актрисой Анни. Сейчас же Рокантен лишь приближается к пониманию того, что такое любовь. Время для героя является важнейшей стороной существования. Рокантен чувствует время как череду мгновений, каждое из которых влечет за собой другое.
Необратимость времени Рокантеном ощущается как «чувство приключения». Себя в эти минуты он видит «героем романа». Временами герой воспринимает себя в качестве емкой субстанции, в которой вязнет вся окружающая реальность. Он, глядя на происходящие события, понимает, что нет ничего, кроме текущего времени, и ничего не может быть, кроме него. Однако Рокантена больше всего пугает собственное тело и окружающие предметы. С каждой новой записью Антуан все глубже докапывается до сути вещей и приходит к пониманию, что они ничем друг от друга не отличаются. Например, его рука вполне может быть крабом, шевелящим лапками, а красная скамейка трамвая – издохшим ослом. И как только предметы начинают утрачивать свои названия, на Рокантена наваливается вся невыносимая тяжесть познания. К нему подступает Тошнота, которую он определил как «бьющую в глаз очевидность», с которой герою крайне сложно примириться.
Логичность выстраиваемых художественных эпизодов, которые к финалу вырастают в классические философские рассуждения о бытие, отличает композицию романа. Стиль произведения связан с общим ходом повествования. В самом начале романа это обычные дневниковые записи, затем – историческая публицистичность, а позже произведение приобретает черты художественного стиля, метафоричного, яркого. Завершается роман четкими философским положениями, которые выражают основные выводы главного героя:
- Он чувствует себя лишним и приходит к понимаю того, что этого состояния не изменит даже смерть, так как мертвая плоть будет такой же лишней;
- Причин для существования мира и человека нет, соответственно, существование не имеет смысла;
- Весь ужас существования заключается в том, что оно, существование, уже есть. И в мире существует даже то, что существовать не хочет, так как просто не существовать оно не может.
Осознание этих истин героем завершается пониманием его одиночества и свободы, и как следствие, духовной смерти. Рокантен не верит в Бога, не принадлежит человеческому обществу, любовь для него потеряна навсегда. Такие же одиночки, как сам Рокантен, помочь ему не могут, так как таким людям друг с другом скучно. С одиночками иного склада ему не по пути, так как он равнодушен к людям. Люди для героя являются всего лишь еще одной субстанцией бытия.
Проблема абсурда и отчуждения в романе Ж.-П. Сартра «Тошнота»
Ж.-П. Сартр понимает абсурд как осознание иррациональности и бессмысленности существования. Именно в таком ключе он рассматривает проблему абсурдности в своих произведениях. От осознания абсурдности существования, от глубочайшего разлада с миром мучается и Антуан Рокантен. В прошлом у героя произведения было множество событий – и интересная работа, и путешествия, и большая любовь к женщине. Но об этом прошлом он почти не вспоминает, так боится вспоминать. В его воспоминаниях всплывают только обрывочные картинки, и Рокантен точно не знает, вымысел это или воспоминания.
К находящемуся в этом состоянии Рокантену приходит Тошнота. И тогда он из «просто человека» превращается в экзистенциалистского героя, для которого не нужны чрезвычайные происшествия и идеи. Ему нужно, например, только неотрывно смотреть на пивную кружку. Внезапно Рокантен понимает, что мир «есть», и он «вне».
Тошнота Рокантена сама по себе – это абсурдистское понятие, и возникает она от не до конца еще осознанного факта того, что вещи «есть» и они не есть «я». И одновременно от того, что «я» не является вещью, «я» - «ничто». Антуан Рокантен улавливает «ничто» и «бытие», улавливает отсутствие смысла бытия, то есть абсурдность существования. Абсурдность за собой влечет неоправданность, и Рокантену все начинает казаться «лишним». А обычные вещи преобразуются, вдруг становятся пугающими, неузнаваемыми.
Абсурдность всеобъемлюща и абсолютна. Если жизнь человека не имеет смысла, то все его действия тоже бессмысленны. И в этом мире абсурда, мире «Ничто», где «ничего не происходит» и ничего не может произойти, всякое действие оказывается невозможным.
По этой причине Рокантен отказывается от идеи написания книги о маркизе де Рольбоне. И именно по этой причине от не предпринимает абсолютно никаких действий, не отправляется в путешествие. По мысли Рокантена, приключения возникают в тот момент, когда о них рассказывают, а не в тот момент, когда эти события действительно совершаются. Приключения есть в разговорах и в книгах, но на самом деле они никогда не происходят. Он считает, что когда человек живет, ничего не происходит. Просто меняется сцена, приходят и уходят люди, вот и все.
Открыв однажды этот безумный мир, Антуан Рокантен не может нигде найти точку опоры. Перед его эмоционально преображенным взглядом все поплыло, потеряло привычные очертания. Он открывает новое измерение, которое не поддается освоению и пониманию обычными человеческими средствами.
У Сартра проблема абсурда тесно связана с проблемой отчуждения. По мнению писателя, жизнь абсурда еще и по той причине, что человек живет в чуждом ему мире. Он постоянно ощущает свое одиночество, свою разобщенность с другими. Рокантен со своей возлюбленной разделен не только расстоянием, но и чем-то большим. Люди оторваны от мира, оторваны друг от друга, то есть «отчуждены».