Документальный жанр в литературе 18 века
Примечательной чертой 18 века является активный рост книжной продукции, распространение литературных еженедельников, вытеснение латинского языка национальным в научной литературе. Кроме того, в это время стали издаваться в большом количестве брошюры и памфлеты, которые были доступны широким массам. В этих брошюрах и памфлетах популяризовались высокие идеи энциклопедистов.
Существовавшие прежде жесткие границы между жанрами – публицистическим, философским, художественным – постепенно стираются. Особенно это заметно в жанре эссе, который был широко распространен в литературе 18 века. Просветительское эссе было популярным и по форме, и по содержанию. Этот жанр, который был непринужденным, гибким, доходчивым давал возможность быстро реагировать на события и имел достаточно широкий диапазон, граничащий то с памфлетом, то с критической статьей, иногда даже заключал в себе черты просветительского романа.
Значение мемуаров и эпистолярного жанра в литературе этого периода значительно возросло. Например, известны мемуары Вольтера, Казановы, Бомарше, Сен-Симона, Гольдони и других известных людей. Личная переписка известных людей и видных деятелей этой эпохи становится достоянием общественности. Например, письма Дидро, Вольтера, «Дневник для Стеллы» Свифта и т.д. воспринимаются в качестве памятников литературной и общественной мысли этой эпохи.
Популярность набирает такой документальный жанр, как путевые заметки, который дает простор для описания нравов и социального быта и для обобщений социально-политического характера. При этом следует отличать теоретические принципы, выдвигавшиеся просветителями, и их художественное творчество. По законам искусства создавались шедевры, не связанные с исторической ограниченностью теорий того времени.
Особенности художественной литературы эпохи Просвещения
Художественная литература 18 века пережала теоретическое построение философии того времени. Это выражается в том, что логика живых образов была более действенной, чем рационалистические схемы, носившие абстрактный характер. Самокритика Просвещения проявлялась в литературе 18 века. Например, она по-разному отражается:
- в «Путешествиях Гулливера» Свифта,
- в «Тристраме Шенди» Стерна,
- в «Фаусте» Гете,
- в «Племяннике Рамо» Дидро.
Ряд положений эстетических теорий в конце 18 века предопределяли романтическую критику эпохи. Например, просветительскому понятию прекрасного противопоставляется понятие возвышенного, которое по утверждению Э. Берка, питается эмоциями страха и ужаса и не исключает чувства отвращения и боли.
Появлялись антипросветительские концепции. Например, Де Сад оправдывал мучительство и извращения, утверждая, что если такие желания возникают в сознании человека, значит они допущены самой природой, которую просветители считали верховным арбитром этики.
Литература эпохи Просвещения отличается жанровым многообразием и тематическим богатством. Развитие жанров происходит неравномерно. Преимущественно, 18 век считается веком прозы. Особенно выделяется роман, который сочетал в себе этический пафос и мастерство изображения социальной обыденности разных слоев общества. Просветительский роман не связан узкими предписаниями. Именно в 18 веке было выдвинуто многообразие типов романа, а художественные открытия, имеющие мировое значение, сделаны в области прозы. Например, был новаторским роман в письмах Ричардсона. Подход к изображению человека в «Робинзоне Крузо» Дефо, в «сентиментальном путешествии» Стерна, в «Новой Элоизе» Руссо поражает своей новизной.
Многообразие повествовательной прозы этой эпохи не ограничивается только просветительским романом. «Манон Леско» Прево, «Опасные связи» Шодерло де Лакло лишь отдаленно связаны с главным направлением общественных идей 18 века. А мастерство изображения человека в этих произведениях предвещало открытия сентиментализма, который стал отражением опыта разностороннего рассмотрения личности человека в противоречии сочетания в нем добра и зла, порока и добродетели.
Период предромантизма выдвинул абсолютно новый тип романа, который выражался в полемике касательно просветительского оптимизма.
Трибуной для деятелей эпохи Просвещения был театр. Спектакли адресовались демократическому зрителю, являлись скорее актами общественной борьбы. Ярким примером этого являются сатирические комедии «Женитьба Фигаро» Бомарше, «Разбойники» Шиллера, вся драматургия Гольдони и т.д.
Наряду с классической трагедией в 18 веке появилась мещанская драма, которая отразила процесс демократизации театра. Жанр комедии достиг особенного расцвета.
Важной особенностью литературы 18 века является высокий нравственный идеал, который чаще всего воплощается в образе положительного героя. Писатели 18 века в процессе создания этих образов решали и новаторскую задачу. Сатира проникает практически во все литературные жанры.
Драма и поэзия в литературе 18 века
Поэзия в литературе 18 века была представлена гораздо скромнее. Это связано, скорее всего, с тем, что рационализм, господствовавший в первой половине 18 века, не благоприятствовал развитию лирики. К тому же, отношение основной массы просветителей к фольклору было отрицательным, народные песни воспринимались как примитивные, не соответствующие требованиям разума, «варварские звуки». Поэзия, представленная произведениями Шиллера, Гете, А. Шенье, Бернса, вышла на первый план лишь в конце 18 века.
Просвещение – это идеология. И эта идеология в художественном творчестве представлена разными направлениями. В зарубежной литературе 18 века наблюдается эволюция от классицизма 17 века к романтизму 19 века. Развитие литературы 18 века происходило и в борьбе, и во взаимодействии с другими непросветительскими литературными направлениями. Широкое распространение в 18 веке получило рококо, которое является некой трансформацией отдельных черт барокко. Для стиля рококо характерными являются остроумная игра слов, изысканность формы, намеки, недомолвки, декоративность пейзажа, галантность.
Таким образом, литература 18 веке является качественно новым этапом после эпохи Возрождения. Литература эпохи просвещения отличается и способом авторского замысла, и типом героя, и характером отображения действительности, и особенностями развертывания сюжета.