Притча — это короткое назидательное произведение в иносказательной форме, которое заключает в себе мораль.
История создания произведения
В произведениях Патрика Зюскинда чувствовалось веяние незаурядных литературных опытов, свежее дыхание нового времени и прелесть интересных, замысловатых сюжетов. Этим его произведения волновали читателей конца 20 века. «Парфюмер» - яркий пример творческих исканий П. Зюскинда, который привлекает и обывателей, и интеллектуалов, никого не оставляя равнодушными.
К созданию литературных произведений немецкий прозаик и драматург применял крайне любопытный подход. Каждое его произведение повествует о человеческой драме. «Парфюмер» появился в 1985 году и собрал восторженные отзывы читателей и критиков. Роман стал наиболее востребованным среди девяти произведений Зюскинда. Остальные его работы:
- «Литературная амнезия»
- «Повесть о господине Зоммере»
- «Голубка»
- «Тяга к глубине»
- «Контрабас»
- «Россини»
- «Три истории и одно наблюдение»
- «О любви и смерти».
Действие романа «Парфюмер. История одного убийцы» разворачивается в 18 веке.
Благодаря образности, с которой Зюскинд воссоздает изображаемую эпоху, исследователи относят произведение к направлению псевдореализма.
Подробные характеристики окружающей обстановки и характеристики героев дополняют сюжет. Зюскинд указывает даты, малейшие физиологические детали, нюансы взаимоотношений, что создает ощущение реальности происходящего.
Роман повествует о человеке, который пресмыкается перед всем, что сильнее его и возвышается до статуса божества.
Прототип Гренуя
Ответить однозначно на вопрос, был ли у главного героя романа Зюскинда прототип или нет, сложно. Однако факты подтверждают, что существовали люди, занимавшиеся схожей деятельностью и имевших интересы, подобные Греную.
Образ Гренуя, составителя ароматов, главным желанием которого было придумать восхитительные духи, считать вымышленным нельзя. Нередко люди этой профессии прибегали к любым манипуляциям и опытам ради получения желаемого. По утверждению некоего Кроллиуса, реально существовавшего человека, который занимался исследованием действия благовоний, запах тела недавно скончавшегося молодого человека содержит ингредиент, который способен усилить действие аромата духов. Идеальной жертвой, считал Кроллиус, станет молодой человек с рыжими волосами, посаженный на кол или повешенный не позднее, чем за сутки.
Этот рецепт Кроллиус описал еще за столетие до создания романа. Подобные ингредиенты ранее предлагал использовать и химик и фармацевт Николя Лефевр, который считал, что мышцы, которые были срезаны с трупа молодого человека, отмочены в винном спирте и подсушены, имеют драгоценный для парфюма компонент.
Во второй половине 19 века в Галисии состоялся суд над Мануэлем Бланко Ромасанта, обвиняемом в серийных убийствах детей и женщин с целью выкачивания из их тел жира для изготовления мыла. Схожие опыты ставили и в нацистской Германии.
Образ Гренуя
Жан-Батист Гренуй, герой романа Зюскинда, объединил в себе гения и маньяка. Родился парфюмер недалеко от кладбища невинных. Мальчик был нежеланным ребенком, и мать пыталась от него избавиться. Младенца чудом спасли, а его мать казнили. Мальчик попал в монастырь, к кормилице. Однако женщина от него отказалась, объяснив свой поступок тем, что от мальчика странно пахло.
Гренуй перешел к священнику Террье. Попав к нему, младенец первым делом обнюхивает его. Террье отправляет малыша в приют мадам Гайяр, где Жан-Батист и воспитывается до восьми лет. В приюте мальчик не был душой компании, сверстники считали его слабоумным уродом и относились к нему с неприязнью. С детства Гренуй обладал необычным способностями. Он по запаху мог предсказать дождь и находил предметы. Повзрослев, Гренуй пошел подмастерьем к кожевнику. Здесь он терпел тяжелые трудовые будни ради того, чтобы иметь возможность познакомиться с новыми ароматами.
Однажды юноша встретил на улице девушку и был поражен восхитительным ароматом, исходившим от нее. Гренуй решил им завладеть. Задушив девушку, он наслаждался запахом и решил стать парфюмером.
Азы мастерства Гренуй познает у знаменитого Бальдини. Изобретенные Гренуем гениальные ароматы Бальдини презентует под своим именем. Уже став подмастерьем, Жан-Батист начинает работать на себя. Он отправляется в Грасс. В этот момент он решает изобрести духи, которые позволят ему перестать быть изгоем. Под покровительством маркиза Тайад-Эспинасса, парфюмер работает над новым ароматом.
В Грассе Гренуй идет подмастерье к вдове Арнульфи и снова ощущает волшебный аромат, который исходит от Лауры. Парфюмер, изучая особенности воздействия ароматов и их запечатления, приходит к выводу, что лучше всего аромат сохраняет ткань, пропитанная жиром. С этого начинаются серийные убийства Гренуя, жертвами которых становятся молодые девушки. Трупы жертв находят без одежды и с обритыми головами. Отец Лауры понимает, что из-за своей поразительной красоты девушка станет жертвой парфюмера. Гренуя арестовывают и выносят смертный приговор.
На эшафоте парфюмер открывает флакон с изобретенными духами. Люди, пришедшие на его казнь, оказываются завороженными этим удивительным ароматом. Запах в людях пробуждает плотскую страсть, которая провоцирует массовую оргию на площади. Все присутствующие восхищаются гениальным парфюмером. Обожание постепенно достигает пика. Отец Лауры признает Гренуя сыном и прощает все преступления. Парфюмер скрывается с лобного места. После того, как аромат развеивается, горожане остаются крайне удивленными собственным внешним видом и всем произошедшим.
Гренуй понимает, что получил огромную власть над людьми и анализирует, насколько эта сила велика. Он надеется, что этот аромат придаст ему в глазах людей облик бога, однако те так и не оценят по достоинству его творение. Парфюмер возвращается в Париж, на кладбище Невинных. Оказавшись среди бандитов и бродяг, он наносит изобретенные духи на себя. Окружающие набрасываются на парфюмера, разрывают его на части и жадно пожирают останки.
Бог наделил Жан-Батиста гениальным талантом, однако Гренуй не сумел воспользоваться этим даром, не смог принести в мир хотя бы каплю настоящей любви и радости.