Месть и великодушие
Вечные темы (в искусстве) - традиционные, неисчерпаемы проблемы, всегда актуальные в любом обществе, которые можно по-разному интерпретировать в разные исторические эпохи.
Вечными являются следующие проблемы:
- Добро и зло (свет и тьма);
- Разум и чувства (долг и честь);
- Вопрос смысла жизни человека.
Этот список можно продолжать довольно долго. В конце концов в нём мы сможем найти и проблему мести и великодушия, двух понятий-антиподов.
Месть - вред, причиняемый в наказание за вред, причинённый ранее.
Великодушие - свойство характера человека, его способность к прощению, незлопамятности; одна из высших добродетелей человека.
Многие писатели поднимали тему противостояния данных понятий в своих произведениях. Практически во всех из них звучит такая мысль: великодушие - это проявление внутренней силы, в то время как месть - это слабость, неспособность противиться искушению ответить ударом на удар.
Человек, находящийся в гармонии с миром и самим собой, может быть великодушен. Месть же - деструктивная сила, разрушительно влияющая как на человека, который мстит, так и на его жертву.
Многие авторы обращались к темам мести и великодушия, рассуждая о том, является ли месть необходимой мерой защиты или же духовной слабостью.
«Граф Монте-Кристо»
Тема мести и великодушия поднимается в романе Александра Дюма «Граф Монте-Кристо».
Главная задача главного героя - отомстить за сломанную судьбу. Попав в тюрьму по ложному доносу, моряк Дантес со временем становится богатым и влиятельным графом Монте-Кристо. Он начинает мстить своим обидчикам, избегает страшной кары только бывшая возлюбленная графа Мерседес, сына которой герой пощадил.
Дюма писал: «Истинно великодушные люди всегда готовы проявлять сострадание, если несчастье их врага превосходит их ненависть».
«Гамлет»
Поднимается данная тема и в бессмертном произведении Уильяма Шекспира «Гамлет».
В трагедии раскрывается конфликт эпохи и личности. Герой, благородный юноша, должен отомстить за убитого отца. В контексте данного произведения месть - это не личное дело, не «око за око». Это закон мироустройства, по-своему восстанавливающий справедливость, ведь если ты не мстишь убийцам, то становишься соучастником преступления.
Гамлет, однако, не желает быть пешкой в чужой игре и безмолвным орудием в руках судьбы. Он долго сомневается и колеблется. Жизнь, впрочем, не оставляет ему выбора: в конце концов Гамлет вынужден взять в руки оружие. Герой погибает, раздираемый противоречиями.
Проблема в «Гамлете» - это традиционная для литературы проблема выбора между долгом и честью.
Аналогичные проблемы поднимаются в других пьесах Шекспира - «Макбет» и «Отелло».
«Овечий источник»
Аналогичная проблема, затрагивающая долг, честь и месть, поднимается в драме испанского драматурга XVII века Лопе де Веги «Овечий источник» («Фуэнте Овехуна»).
Деспот-командор ставит своей целью обрести власть над крестьянской девушкой Лауренсией. У Лауренсии, однако, есть жених - Фрондосо. Это не останавливает самоуверенного командора, который похищает девушку прямо с её и Фрондосо свадьбы.
От типичной драмы чести, к жанру которой и принадлежит «Овечий источник», это произведение заметно отличает тот факт, что мстит за нанесённое оскорбление не брат, отец или муж девушки. Месть оказывается делом всего селения, а начинается протест непосредственно со слов Лауренсии:
...Так не мужчины вы, а овцы,
В Ключе Овечьем вам и быть.
Мне, дайте мне оружье в руки...
«Сид»
Тот же вопрос поднимается в трагикомедии «Сид» французского драматурга Пьера Корнеля. Конфликт, причиной которого стала оскорблённая честь, привёл к неразрешимой ситуации. Герой пьесы Родриго должен отомстить за нанесённое его отцу оскорбление, сразившись насмерть с отцом своей возлюбленной, Химены. Если Родриго проиграет и погибнет, счастье Химены будет разрушено. Если Родриго выиграет, брак с убийцей отца станет невозможным. Если поединок не состоится, Родриго потеряет свою честь.
Честь - невероятно важное понятие для героев-испанцев. Эта тенденция прослеживается во многих произведениях XVII - XVIII веков, героями которых являются испанцы.
Уникальность конфликта в «Сиде» представлена в одной из цитат:
В их страсть и смерть отца не вносит перемены,
И мщенье нехотя свершает свой закон.
«Три товарища»
Тема мести и великодушия становится предметом рассмотрения Эриха Марии Ремарка в его романе «Три товарища». Великодушие проявляют сразу несколько героев романа.
Во-первых, великодушен Отто Кестер. Он великодушно позволяет своим друзьям работать в мастерской, хотя работники из них не важные. Он всегда готов прийти на помощь друзьям, сколько бы проблем не взвалились на его плечи.
Во-вторых, великодушие проявляет Патриция, ведь нужно обладать большой душевной силой, чтобы сделать из пьяницы человека.
«Декамерон»
В сборнике новелл итальянского писателя Джованни Боккаччо «Декамерон», одной из самых известных книг раннего Возрождения, также поднимается тема великодушия.
Для Боккаччо великодушие - это высшее проявление доблести и человечности.
«Гарри Поттер»
Тема великодушия поднимается в серии романов Джоан Кэтлин Роулинг о Гарри Поттере. Данная тема очень хорошо вписывается в атмосферу истории о верности, дружбе, любви и принятии.
Великодушие проявляет сам главный герой, Гарри Поттер. Например, в книге «Гарри Поттер и Узник Азкабана» Гарри узнаёт о том, что Питер Петтигрю, друг его родителей, оказался предателем, из-за которого Поттеры и погибли. Однако, когда другие герои предлагают убить Питера и тем самым отомстить за смерть родителей Гарри, он понимает, что его родители не хотели бы этого и выбирает сохранить предателю жизнь.
Не меньшим проявлением великодушия является и тот факт, что в конце последней книги Гарри смог простить Северусу Снейпу, человеку, который издевался над ним и его друзьями всю их школьную жизнь, его поведение, назвав Снейпа «храбрейшим человеком, которого он знал».