Биография Льоса
Известный перуанский прозаик и драматург, публицист, политический деятель Марио Варгас Льоса родился 28 марта 1936 года в городе Арекипа, Перу. Семья, в которой родился Марио, была среднего достатка. Отец будущего писателя был водителем автобуса. Через некоторое время после рождения сына, он развелся со своей женой, и мальчик и бывавшая супруга остались на попечении дедушки Марио. Следует отметить, что дедушка был обеспеченным и уважаемым человеком – почётным консулом Перу в боливийском городе Кочабамба. Именно там будущий писатель провёл ранние годы своего детства.
Дед Марио достойно обеспечивал внука и свою дочь, но запрещал им поддерживать связи с отцом. Однако мать Марио вскоре начала поддерживать отношения с бывшим мужем, и они снова сошлись. Воссоединившись семья поселилась в Лиме. В этом городе Марио поступил в воскресную школу, а после ее окончания поступи в военное училище имени Леонсио Прадо. Жизнью в училище Марио Льоса был крайне недоволен. За год до его окончания он решил бросить обучение и устроился работать журналистом в провинциальную газету.
В 1953 году Варгас Льоса поступил в университет Сан-Маркос, на филологический факультет. Однако затем он решил уехать в Европу и в 1958 году защитил диссертацию о творчестве Рубена Дарио в Мадридском университете.
В 1960 году Варгас Льоса решил уехать в Париж. В Париже писатель хотел поучить гранд на осуществление своих исследований в области литературы, гранд поучить ему не удалось, однако Льоса решил оставаться в Париже. В конце 1960-х он проживал и занимался преподавательской деятельностью в Англии и Мадриде.
Будучи молодым юношей Марио Варгас Льоса был странником идей кубинского революционера Фиделя Кастро, однако позже он разочаровался в коммунистических идеалах.
В 1971 году Льоса защитил диссертацию по творчеству колумбийского писателя-прозаика и политического деятеля Габриэля Гарсии Маркеса. В последствии он часто вступал с ним в ярые дискуссии по литературным и политическим вопросам. В 1976 году отношения двух писателей достигли настолько сильного накала, что Варгас Льоса во время одной из дискуссий на глазах у журналистов дал Маркесу пощечину. Практически на протяжении тридцати лет отношения двух классиков латиноамериканской литературы были очень накалены.
В 1975 году Варгас Льоса стал президентом ПЕН-клуба –международной правозащитной неправительственной организации, объединяющей профессиональных писателей поэтов и журналистов.
С 1981 года Льоса начинает всерьез увлекаться политически детальностью. В 1990 году он выдвигал свою кандидатуру на пост президента Перу от партии «Демократический фронт». Так же ему принадлежит идея плана преобразования перуанской экономики. Он выдвигал идеи по переходу экономики к свободному рынку, жесткой экономии и приватизации государственных активов.
В первом туре выборов Льоса занял первое место, однако во втором туре он проиграл после чего отправился в Лондон и стал подданным Испании.
Писатель посвятил много времени исследованию феномена диктатуры в латиноамериканском обществе. В своем творчестве писатель занимался и исследованием диктатуры в других странах.
В 2010 году Марио Варгас Льоса был удостоен Нобелевской премии «за изображение структуры власти и яркие картины человеческого сопротивления, восстания и поражения».
Писатель был женат два раза. Первый раз он был женат на своей кузине Хулие Уркиди, которая была значительно старше его. В 1964 году пара рассталась, а в 1965 году он вступил в брак со своей второй кузиной Патрисией, у пары родилось трое детей.
Писатель продолжает свою творческую и исследовательскую деятельность и по сей день.
Творчество Льоса
В литературе Марио Варгас Льоса дебютировал в 1963 году с романом «Город и псы». Этот роман посвящен жизни перуанской молодежи. За этот роман писатель был удостоен премии Библиотеки Бреве в 1965 году. Роман основан на реальных событиях. Работа вызвала множество споров, так как содержала натуральные сцены насилия и жестокости. Писателя даже обвинили в том, что он выполнял политический заказ эквадорских эмигрантов.
В 1967 году вышла повесть «Щенки». В этом произведении насилие опять является неотъемлемой частью жизненного уклада.
В 1969 году был написан роман «Разговор в „Соборе“». Действия этого романа происходят в кабаке в Лиме. В этом кабаке ведут беседу два перуанца - сын чиновника по имени Сантьяго и его знакомый водитель Амбросио. Сантьяго пытается выяснить обстоятельства жизни своего отца, который сначала был участником заговора против правительства, а после отступил от своих намерений.
Творчество Льоса представляет собой сочетание духа антиутопии и остросатирические мотивы.
В 1970-х Варгас Льоса пробует себя в жанре историчного романа. Примером такой работы писателя является роман «Война конца света». Действия книги происходят в Бразилии в конце 19 века. В одном селении сложилась религиозная община, отменившая частную собственность. В этом романе прослеживается сдвиг мировоззрения писателя от коммунистических взглядов к либеральным. Сам писатель расценивает эту работу как самое лучше свое произведение, однако на родине оно было воспринято достаточно холодно и его посчитали антисоциалистическим.
Другой известный роман писателя «История Майты» рассказывает о деятельности пожилого революционера. В 1958 году он готовил революцию в Перу. В то же самое время, когда вышел роман, примерно в той же местности вспыхнуло крестьянской восстание, которое повлекло за собой гибель людей. Позднее писателя неоднократно допрашивали в комиссии по расследованию этого инцидента.
Другими известными произведениями Марио Варгаса Льоса являются:
- «Тётушка Хулия и писака»
- «Кто убил Паломино Молеро?»
- «Говорун»
- «Литума в Андах»
- «Рай на другом углу»
- «Сон кельта»
- «Скромный герой» и др.
В 2000 году вышел роман «Праздник Козла». Сюжет романа происходит в Доминиканской республике. Роман описывает события вокруг убийства диктатора Рафаэля Леонидаса Трухильо. Льоса рассказывает нам о последствиях этого происшествия во время и сразу после убийства (в мае 1961 года, и тридцать лет спустя, в 1996 году). В книге представлены размышления о расцвете диктатуры в 1950-х годах.
В 2008 г. Варгас Льоса опубликовал монографию о творчестве уругвайского писателя Хуана Онетти.
Особенность творчества Льоса заключается в том, что в своих книгах он использует как свои личные впечатления, так и исторические сведения.
Творчество Льоса относят и к модернизму и к постмодернизму, и к магическому реализму.
Исследователи творчества писателя отмечают его удивительную манеру сочетать в одном произведении описание событий, которые происходят в разные исторические эпохи, временный промежутки, в разных реальностях.
Сам Марио Варгас Льоса называл среди своих учителей таких перуанских писателей как Рафаэль Бенавидес, Карлос Окендо и Хосе Мария Аргедас.
Льоса оказал большое влияние на современную литературу. Его книги были переведены на многие языки мира, печатаются огромными тиражами, а также были неоднократно экранизированы.