Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

"Маленький принц" Антуана де Сент-Экзюпери как философская сказка

Определение 1

Сказка – это повествовательное, как правило, народно-поэтическое произведение о вымышленных событиях и героях, преимущественно с участием фантастических, волшебных сил.

Жанровое своеобразие произведения А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

«Маленький принц» был написан А. де Сент-Экзюпери в 1943 году. Свой отпечаток на это произведение наложили трагедия Европы во Второй мировой войне и воспоминания писателя об оккупированной, разгромленной Франции. Этим светлым, грустным и мудрым произведением Экзюпери защищает неумирающую человечность. Повесть в некотором смысле стала итогом творческого пут писателя, художественным и философским его осмыслением. Обратиться к жанру притчи писателя побудила потребность в глубоких обобщениях. Для этого жанра характерны:

  • Отсутствие конкретно-исторического содержания;
  • Дидактическая обусловленность;
  • Условность.

Эти свойства дали возможность Экзюпери выразить свои взгляды на нравственнее проблемы того периода времени, который крайне волновали писателя.

Замечание 1

Именно жанр притчи дал возможность для реализации размышлений писателя над сущностью бытия человека, над смыслом его жизни.

Сказка, так же, как и притча, является древнейшим жанром устного народного творчества. Она учит человека, как нужно жить, вселяет в него оптимизм, веру в будущее, в торжество справедливости и добра. За всей фантастичностью сказочной фабулы и художественного вымысла неизменно скрыты реальные человеческие отношения. в сказке, как и в притче, всегда торжествует правда, социальная и нравственная.

Сказка-притча А. де Сент-Экзюпери написана не только для детей. Это произведение так же и для взрослых, еще не до конца утративших детскую впечатлительность, по-детски открытый взгляд и способность фантазировать. Сам писатель обладал таким зрением.

«"Маленький принц" Антуана де Сент-Экзюпери как философская сказка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

То, что произведение Экзюпери является именно сказкой, определяется по сказочным признакам, имеющимся в повести: сказочные персонажи, фантастическое путешествие главного героя.

Прообразом сказки Экзюпери можно считать фольклорную волшебную сказку, в которой прекрасный принц из-за безответной любви уходит из отчего дома и странствует в поисках приключений и счастья по бесконечным дорогам. Он стремится снискать себе славу и тем самым покорить неприступное сердце принцессы.

Писатель взял за основу этот сюжет и по-своему переосмыслил его. Прекрасный принц А. де Сент-Экзюпери еще совсем ребенок, который страдает любви к взбалмошному и капризному цветку. Поэтому в этом случае о счастливом финале со свадьбой не может быть и речи. В своих скитаниях маленький принц встречается не с чудовищами, а с людьми, которые околдованы, будто чарами злого колдуна, мелочными и эгоистическими страстями. Однако это является лишь внешней стороной сюжета. «Маленький принц», в первую очередь, это философская сказка.

«Маленький принц» как философская сказка

За незатейливым, простым сюжетом «Маленького принца» и иронией скрыт глубочайший философский смысл. Автор в этом произведении в отвлеченном виде через символы, метафоры и иносказания затрагивает темы мирового масштаба:

  • Жизни и смерти;
  • Добра и зла;
  • Истинной любви;
  • Человеческого бытия;
  • Нравственной красоты;
  • Бесконечного одиночества;
  • Дружбы;
  • Взаимоотношения личности и толпы и т.д.

Несмотря на то, что герой сказки, Маленький принц, еще ребенок, ему открывается недоступное взрослому человеку истинное видение мира. А люди с омертвевшими душами, с которыми сталкивается на своем пути главный герой, гораздо страшнее сказочных чудовищ. А взаимоотношения Маленького принца и Розы гораздо сложнее, чем отношения принцесс и принцев из фольклорных сказок. Именно ради Розы главный герой жертвует материальной оболочкой и выбирает телесную смерть. В сказке очень сильны романтические традиции. Во-первых, выбор именно жанра сказки. Не случайно романтики обращаются к жанрам фольклора. Он является детством человечества, а в романтизме тема детства – одна из ключевых.

Так как «Маленький принц» является произведением философским, писатель в нем поднимает в обобщенно-отвлеченном виде глобальные проблемы. Экзюпери здесь рассматривает тему Зла в разных аспектах. С одной стороны, это зло внутри отдельного человека, то есть некое «микрозло». Это внутренняя опустошенность, омертвелость жителей планет, олицетворяющих собой все пороки, присущие людям. Автор подчеркивает, насколько драматичен и мелочен мир, современный ему. Однако Сент-Экзюпери совершенно не является пессимистом. Автор верит в то, что подобно Маленькому принцу, человечество когда-нибудь сумеет постичь тайну бытия, и каждый человек когда-нибудь сможет найти свою путеводную звезду, и она будет освещать его путь.

Второй аспект – «макрозло». Баобабы в произведении Экзюпери – это персонифицированный образ зла. Одно из толкований данного метафорического образа связано с фашизмом. Писатель хотел, что все люди заботливо выкорчевывали «баобабы», несущие в себе зло грозившие разорвать на части планету. Писатель просит: «Берегитесь баобабов!».

Неразрешимым является и конфликт между Маленьким принцем и жителями планет – «странными взрослыми». Они никогда не смогут понять принца-ребенка, они чужды друг к другу, глухи и слепы к порыву души и зову сердца. Трагедия этих людей заключается в тот, что у них нет стремления стать Личностью. Эти «серьезные люди» живут в своем, искусственно созданном мирке, отгородившись от всех остальных. У каждого человека своя планета. Эти люди свой мирок считают истинным смыслом бытия. Они никогда не смогут познать, что такое настоящая любовь, истинная дружба и красота. Отсюда вытекает принцип двоемирия – основной принцип романтизма. Мру обывателя, которому духовное начало недоступно, и миру художника (автор, Маленький принц, Роза, Лис), которому характерны нравственные качества, никогда не соприкоснуться. Лишь Художник может увидеть сущность окружающего мира – его гармонию и внутреннюю красоту.

Дата последнего обновления статьи: 05.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot