Сказка – это повествовательное, как правило, народно-поэтическое произведение о вымышленных событиях и героях, преимущественно с участием фантастических, волшебных сил.
Жанровое своеобразие произведения А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
«Маленький принц» был написан А. де Сент-Экзюпери в 1943 году. Свой отпечаток на это произведение наложили трагедия Европы во Второй мировой войне и воспоминания писателя об оккупированной, разгромленной Франции. Этим светлым, грустным и мудрым произведением Экзюпери защищает неумирающую человечность. Повесть в некотором смысле стала итогом творческого пут писателя, художественным и философским его осмыслением. Обратиться к жанру притчи писателя побудила потребность в глубоких обобщениях. Для этого жанра характерны:
- Отсутствие конкретно-исторического содержания;
- Дидактическая обусловленность;
- Условность.
Эти свойства дали возможность Экзюпери выразить свои взгляды на нравственнее проблемы того периода времени, который крайне волновали писателя.
Именно жанр притчи дал возможность для реализации размышлений писателя над сущностью бытия человека, над смыслом его жизни.
Сказка, так же, как и притча, является древнейшим жанром устного народного творчества. Она учит человека, как нужно жить, вселяет в него оптимизм, веру в будущее, в торжество справедливости и добра. За всей фантастичностью сказочной фабулы и художественного вымысла неизменно скрыты реальные человеческие отношения. в сказке, как и в притче, всегда торжествует правда, социальная и нравственная.
Сказка-притча А. де Сент-Экзюпери написана не только для детей. Это произведение так же и для взрослых, еще не до конца утративших детскую впечатлительность, по-детски открытый взгляд и способность фантазировать. Сам писатель обладал таким зрением.
То, что произведение Экзюпери является именно сказкой, определяется по сказочным признакам, имеющимся в повести: сказочные персонажи, фантастическое путешествие главного героя.
Прообразом сказки Экзюпери можно считать фольклорную волшебную сказку, в которой прекрасный принц из-за безответной любви уходит из отчего дома и странствует в поисках приключений и счастья по бесконечным дорогам. Он стремится снискать себе славу и тем самым покорить неприступное сердце принцессы.
Писатель взял за основу этот сюжет и по-своему переосмыслил его. Прекрасный принц А. де Сент-Экзюпери еще совсем ребенок, который страдает любви к взбалмошному и капризному цветку. Поэтому в этом случае о счастливом финале со свадьбой не может быть и речи. В своих скитаниях маленький принц встречается не с чудовищами, а с людьми, которые околдованы, будто чарами злого колдуна, мелочными и эгоистическими страстями. Однако это является лишь внешней стороной сюжета. «Маленький принц», в первую очередь, это философская сказка.
«Маленький принц» как философская сказка
За незатейливым, простым сюжетом «Маленького принца» и иронией скрыт глубочайший философский смысл. Автор в этом произведении в отвлеченном виде через символы, метафоры и иносказания затрагивает темы мирового масштаба:
- Жизни и смерти;
- Добра и зла;
- Истинной любви;
- Человеческого бытия;
- Нравственной красоты;
- Бесконечного одиночества;
- Дружбы;
- Взаимоотношения личности и толпы и т.д.
Несмотря на то, что герой сказки, Маленький принц, еще ребенок, ему открывается недоступное взрослому человеку истинное видение мира. А люди с омертвевшими душами, с которыми сталкивается на своем пути главный герой, гораздо страшнее сказочных чудовищ. А взаимоотношения Маленького принца и Розы гораздо сложнее, чем отношения принцесс и принцев из фольклорных сказок. Именно ради Розы главный герой жертвует материальной оболочкой и выбирает телесную смерть. В сказке очень сильны романтические традиции. Во-первых, выбор именно жанра сказки. Не случайно романтики обращаются к жанрам фольклора. Он является детством человечества, а в романтизме тема детства – одна из ключевых.
Так как «Маленький принц» является произведением философским, писатель в нем поднимает в обобщенно-отвлеченном виде глобальные проблемы. Экзюпери здесь рассматривает тему Зла в разных аспектах. С одной стороны, это зло внутри отдельного человека, то есть некое «микрозло». Это внутренняя опустошенность, омертвелость жителей планет, олицетворяющих собой все пороки, присущие людям. Автор подчеркивает, насколько драматичен и мелочен мир, современный ему. Однако Сент-Экзюпери совершенно не является пессимистом. Автор верит в то, что подобно Маленькому принцу, человечество когда-нибудь сумеет постичь тайну бытия, и каждый человек когда-нибудь сможет найти свою путеводную звезду, и она будет освещать его путь.
Второй аспект – «макрозло». Баобабы в произведении Экзюпери – это персонифицированный образ зла. Одно из толкований данного метафорического образа связано с фашизмом. Писатель хотел, что все люди заботливо выкорчевывали «баобабы», несущие в себе зло грозившие разорвать на части планету. Писатель просит: «Берегитесь баобабов!».
Неразрешимым является и конфликт между Маленьким принцем и жителями планет – «странными взрослыми». Они никогда не смогут понять принца-ребенка, они чужды друг к другу, глухи и слепы к порыву души и зову сердца. Трагедия этих людей заключается в тот, что у них нет стремления стать Личностью. Эти «серьезные люди» живут в своем, искусственно созданном мирке, отгородившись от всех остальных. У каждого человека своя планета. Эти люди свой мирок считают истинным смыслом бытия. Они никогда не смогут познать, что такое настоящая любовь, истинная дружба и красота. Отсюда вытекает принцип двоемирия – основной принцип романтизма. Мру обывателя, которому духовное начало недоступно, и миру художника (автор, Маленький принц, Роза, Лис), которому характерны нравственные качества, никогда не соприкоснуться. Лишь Художник может увидеть сущность окружающего мира – его гармонию и внутреннюю красоту.