Биография Сёрена Кьеркегора
Известный датский религиозный философ, психолог и писатель Сёрен Обю Кьеркегор родился 5 мая 1813 года в Копенгагене, Датско-норвежская уния. Его отец был купцом. Мать сначала была служанкой в доме отца, после смерти первой жены хозяин женился на ней и у них родился ребенок. На момент рождения сына родители находились уже в пожилом возрасте, отцу было 57, а матери 45. Отец Сёрена, как позже писал он сам, был религиозным фанатиком и в детстве мальчик подвергался жесткому христианскому воспитанию.
В возрасте шести лет мальчик был отдан в школу. Здоровье Сёрена было не очень крепким в отличии от его острого ума.
В 1830 году Кьеркегор поступил в Копенгагенский университет на факультет теологии. Данное направление совсем не нравилось будущему философу. Во времена студенчества он некоторое время преподавал латинский язык и в 1840 году наконец то окончил университет. В 1841 году он получил степень магистра, представив диссертацию под названием «О понятии иронии, с постоянным обращением к Сократу».
После обучения Кьеркегор вовсе не собирался заниматься изучением богословских трактатов. Вместо этого он вел достаточно разгульный образ жизни.
В 1837 году он знакомится с юной девушкой по имени Регина Ольсен, которая оказала большое влияние на его интеллектуальное развитие, философию и теологию. Ольсен была первой и последней любовью Кьеркегора. У них были абсолютно разные характеры, но, как известно, противоположности притягиваются. Молодые люди были помолвлены, однако по инициативе Кьеркегора помолвка была расторгнута, так как философ посчитал, что никогда не сможет сделать эту женщину счастливой, однако сам он всю жизнь глубоко об это переживал и любил Ольсен. Сам Кьеркегор называл настоящей причиной разрыва тот факт, что рядом с ней он никогда не смог бы стать самим собой.
Через некоторое время после расставания Кьеркегор уезжает в Берлин, затем посещает Пруссию. В 1838 году умирает отец философа, до этого скончалась его мать и остальные братья и сестры, кроме старшего брата. После этого начинается затворнический период жизни философа. Отец оставил ему хорошее наследство, поэтому Кьеркегор жил один и ни в чем себе не отказывал.
В 1843 году вышло в светкрупнейшее произведение Кьеркегора - двухтомная работа "Или - или". Трудоспособности Кьеркегора можно было позавидовать. Несмотря на то, что он за свою жизнь практически нигде официально не работал, из-под его пера вышло огромное количество страниц. Он опубликовал пятнадцать томов собраний сочинений. В большинстве своём творчество Кьеркегора представлено эстетическими, этическими, философскими и религиозными произведениями.
Всю жизнь философ ощущал себя несчастным человеком. Он страдал от меланхолии и ипохондрии. Исследователи жизни и творчества Сёрена Кьеркегора считают, что писатель страдал от тяжелой формы маниакально-депрессивного психоза. В то же время, он был очень одаренным и умным человеком, владел необычайным литературным мастерством.
В последние годы своей жизни Кьеркегора решил восстать против религиозного лицемерия. Философ написал множество статей по этой теме. Он считал, что церковники предают заветы Христа и выступал с резкой критикой в их адрес.
Знаменитый философ скончался 11 ноября 1855 года, в Копенгагене. Причиной смерти стал туберкулёз позвоночника, однако люди считали его смерть наказанием Бога. На момент смерти философу было всего 43 года.
Творчество Кьеркегора
Сёрен Обю Кьеркегор оказал большое влияние на датскую литературу и на развитие европейской философской мысли в целом. Его считают основоположником такого философского направления как экзистенциализм.
Это направление акцентирует свое внимание на уникальности бытия человека. Основная идея экзистенциализма состоит в том, что «если разум приводит к отчаянию, вера спасает от него».
Наиболее значимыми работами философа являются:
- «Или – или» (1843)
- «Страх и трепет» (1843)
- «Философские крохи» (1844)
- «Стадии жизненного пути» (1845)
Первые свои философские идеи Кьеркегор отображает в своей диссертации "О понятии иронии, с особым вниманием к Сократу". Работая над своей диссертацией, он тщательно изучал диалоги Платона, философию Гегеля, Хейберга и Мартенсена.
Основные произведения
В 1843 году вышла работа, которая прославила Кьеркегора - «Или…, или». Следует отметить, что философ никогда не печатался под собственным именем, и для каждой работы выбирал разные псевдонимы. Этот труд был опубликован под псевдонимом Виктор Эремит. В нем Кьеркегор описал три стадии существования человека: эстетическую, этическую и религиозную. Этот трактат состоит из таких известных работ философа как:
- «Диапсалмата»
- «Несчастнейший»
- «Дневник соблазнителя»
- «Эстетическая значимость брака»,
- «Равновесие между эстетическим и этическим в развитии личности»
- «Ультиматум»
По мнению Кьеркегора, религиозная стадия является высшей стадией развития человека.
В этом же году вышел трактат «Страх и трепет». Этот труд затрагивает проблему веры в Бога в современных ему условиях. В основе работы лежит библейский сюжет о Аврааме и его сыне Исааке.
В 1845 году вышла следующая философская работа Кьеркегора под названием «Стадии жизненного пути». Эта работа является продолжением «Или…, или». В ней философ говорит об эстетической, этической, религиозной стадии жизни. Сам автор определял жанр этой книги как «диалектическая лирика». В этой работе философ говорит о парадоксе веры: «единичный индивид выше, чем всеобщее» (то есть всеобщие моральные нормы); «существует абсолютный долг перед Богом», по сравнению с которым этическое оказывается на втором месте. Этот труд Кьеркегора был так же выпущен под псевдонимом, на этот раз псевдоним Кьеркегора звучал как «Иоханнес де Силенцио», что в переводе означает Иоан Молчальник.
В 1849 году Кьеркегор написал еще один свой знаменитый трактат под названием «Болезнь к смерти». Опубликован он был под псевдонимом Анти-климакус. Главный образом он посвящен диалектике отчаяния. По мнению философа, отчаяние есть грех, но отчаяние перед Богом — это надежда на спасение.
Нельзя сказать, что все труды Кьеркегора были по достоинству оценены современниками. Вклад Кьеркегора в философию был оценен немного позже. Его идеи уважают философы многих стран. Считается, что Кьеркегор вернул человеку духовное измерение жизни.