Формирование культуры и ее разделение на науку, искусство, идеологию
Западная культура сформировалась на основе античности и христианства. Носителями ценностей этой культуры являются романо-германские народы. Они, благодаря открытиям науки, рациональному типу мышления, достижениям техники со времен Возрождения и Реформации сумели совершить исторический прорыв и положили начало глобальной истории человечества. Участвовать в этом мировом процессе смогли лишь те народы, которые сумели воспринять эти достижения науки и техники. можно сказать, что предпосылкой духовной жизни человечества стал период мировой истории, который длился приблизительно с 1500 до 1830 года.
Движение культуры в истории человечества наглядно можно изобразить в виде тройной спирали, в которой первая спираль – это материальное наследие человека, его предметная деятельность. Вторая спираль – это коммуникация людей в ходе их совместной деятельности в социокультурном времени и пространстве. Культура является тем звеном, которое соединяет материальную деятельность людей и их общение, при этом материальная деятельность может быть представлена как воображаемая. Такая иллюзия применяется в учебном процессе и игровых методиках.
Содержанием третьей спирали является художественная деятельность, которая рассматривается в качестве способа решения реальной практики, перенесения проблем действительности в сферу воображаемой жизни.
Таким образом, художественная деятельность через создаваемые тексты объединяет личность с личностью, создателя с читателем, поколение с другими поколениями, народами и эпохами. То есть, через художественную деятельность осуществляется связь людей и времен.
Человеческая культура на начальном этапе своего развития, когда она находилась на уровне мифологического сознания, не была знакома с разделением на объект и субъект, а соединяла в неделимое целое нереальное и реальное, живое и мертвое, при этом метафорически одушевляя природу и все окружающие предметы, очеловечивая их. Такое состояние культуры отражалось и в недифференцированности знания и ценностного осознания окружающей действительности.
Затем в культуре произошло выделение трех самостоятельных подсистем:
- искусства,
- науки,
- идеологии.
Искусство – это предметное бытие процесса художественной деятельности человека. Искусство – это совокупность произведений, которые объединяют творца с реципиентом в диахронии и синхронии.
В современных научных исследованиях появился новый термин – художественная культура, которая является неким связующим звеном между в целом культурой и искусством. Культура рассматривается в трех измерениях:
- морфологическом,
- духовно-содержательном,
- институциональном.
Морфологическое измерение характеризуется процессом формирования, развития, функционирования всех родов искусства, ее видов и жанров.
Духовно-содержательное измерение определяется образом человека и мира, который является единым в каждую историческую эпоху для всех искусств. Духовно-содержательное измерение характеризует творческий метод творца, который живет в определенную эпоху и относится к определенному этносу, и его художественный стиль.
Институциональное измерение определяется способом организации художественной деятельности в каждом конкретном типе культуры. Это отражается в характере художественного производства и его потребления, которое регулируется художественной эстетикой, критикой, а также искусствоведением.
Литература как часть культуры
Являясь составной частью культуры, искусство представляет ее целостно, так как оно находится в центре культуры. Другими словами, культура – это полнота всей человеческой деятельности, а искусство отражает культурный универсум.
Искусство выражается в:
- образах,
- символах,
- кодах,
- архетипах,
- текстах и т.д.
Литература является составной частью искусства. Наука, идеология, философия выполняют функцию сознания культуры, а искусство – это ее самосознание. А так как литература является составной частью искусства, значит, ее тоже можно рассматривать как самосознание культуры. Это связано тем, что искусство не отделяет субъект от объекта. Искусство выполняет задачу одухотворения, одушевления, очеловечивания всего, что в мире окружает человека. если говорить образно, литература является зеркалом, которое отражает культуру, и в котором культура познает себя и познает мир, отражаемый ею самой.
Таким образом, культуру можно рассматривать в виде суммы текстов, сообщений, которыми обмениваются люди, а также как одно сообщение, которое отправляет человечество самому себе. С этой точки зрения этой позиции культуру можно воспринимать в качестве колоссальной автокоммуникации человечества.
Примечательно, что в культуре 19 века преобладающей является коммуникация, которая направлена на сообщения, а для культуры 20 века и современной культуры характерна автокоммуникация. В этом типе культуры создаются не столько новые сообщения, сколько новые коды, и сообщение приобретает новые черты, а адресат и адресант – это одно лицо. В этом случае роль жанровой специфики ослабляется, как ослабляется и роль сюжета. Но значительно возрастает роль игрового начала, возрастает уровень свободы авторского сознания.
Таким образом, в художественных произведениях один текст может быть и сообщением, и кодом, это зависит от принимающего. Изучение литературы и в целом искусства предполагает не только интерпретацию текста в качестве общения автора и читателя, но интерпретацию этого текста в качестве способа его функционирования.
Таким образом, культура и литература имеет тесную взаимосвязь. Литература является частью культуры, но при этом играет роль самосознания этой культуры. Литература отражает явления культуры, чутко реагирует на любые изменения в ней. Литературные произведения являются посланием автора к читателю, и посланием культуры к человечеству в целом.