Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Художественный метод и тайна психоанализа Ф. Кафки

Литература абсурда — это особый стиль написания текста, для которого характерными являются подчеркнутое отсутствие причинно-следственных связей и гротескная демонстрация бессмысленности и нелепости человеческого существования.

Стиль написания произведений Франца Кафки

Франц Кафка – талантливый писатель, но при этом очень странный. Возможно даже самый странный из писателей 20-го столетия. И странность его еще и в том, что его прижизненная и посмертная судьба своей необыденностью нисколько не уступает его сочинениям. Кто-то в писателе видит экзистенционального пророка, кто-то – иудейского вероучителя, кто-то консерватора, кто-то-авангардиста. Кто-то ищет ключ к тайнам Кафки в его психоанализе, а кто-то надеется найти объяснение в семиотическом или структуральном анализе. Однако настоящий Кафка всегда словно выскальзывает за рамки четкого мироощущения.

Зрелые годы Ф. Кафки пришлись на время становления искусства экспрессионизма – шумного, яркого, кричащего и протестующего. Кафка, как и экспрессионисты, в своем творчестве разрушал традиционные художественные структуры и представления. Однако его творчество сложно отнести к какому-либо из направлений. Творчество Кафки скорее прикасается с литературой абсурда, но и то только внешне. Его стиль совершенно не совпадает с экспрессионистическим. Изложение Кафки аскетично, подчеркнуто суховато, в нем отсутствуют какие-либо тропы или метафоры.

Этим объясняется существование такого множества точек зрения на произведения этого писателя, множества способов прочтения. В связи с этим же существует так мало обстоятельных монографий, посвященных творчеству Кафки, и так мало исследователей, изучающих метафизический мир его произведений.

Никто из исследователей не говорит о приеме метаметафоры относительно творчества этого писателя, но при этом каждый упоминает о «кафкиаде», принадлежащей «высокому» стилю, так как в ней ярко выражается метафизическая природа абсурда и метафизическая природа смеха и т.д.

«Художественный метод и тайна психоанализа Ф. Кафки» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Для определения метаметафоры можно использовать такое словосочетание, как «мистериальная метафора». Синонимами метаметафоры являются также такие слова, как «инсайдаут» и «выворачивание».

«Мета» в переводе с греческого означает «после», «за» чем-либо. То есть это что-то более завуалированное, нежели метаметафора. Метаметафоризм – это сгущенная метафора, по сравнению с которой обычная метафора выглядит робкой и частичной.

Определение 1

Метаметафора – это такая метафора, в которой каждая вещь – Вселенная. Такой прием способствует созданию новой реальности – «метареальности».

«Метареальность» - это реальность, которая скрывается за метафорой. Это реализм метафоры как метаморфозы, постижение реальности в широте ее превращений и переносов.

Метафора четко разделяет мир на сравнивающее и сравниваемое, на способ отражения и отображаемую действительность.

Метареализм можно определить как способ изображения в постоянной трансформации, метаморфозе, преобразовании – как стремление изобразить присутствие вечного в нынешнем, реальном, при этом связующая ткань, ее содание и является незримой целью. Именно это и есть «мета». Отсюда становится понятной цель Кафки, которую он преследовал в своем творчестве, в частности, в новелле «Превращение».

Замечание 1

Мир произведений Франца Кафки – это переплетение нескольких реальностей, связанных непрерывностью взаимопревращений и внутренних переходов.

Писатель исходит из принципа единомирия и предполагает взаимопроникновение нескольких реальностей, а не отсылку от «мнимой» к «подлинной».

Душевный мир героя для писателя – это своего рода терра инкогнита. И Кафка, изображая его, пытается сделать так, чтобы каждый его шаг грозил великими открытиями, за которым бы грезились еще более великие пространства. Это сейчас обозначается термином «виртуальная реальность».

Герои Кафки оказываются застигнутыми врасплох сверхъестественными обстоятельствами, которые случаются в самое неудобное время и место, в самые неожиданные моменты, заставляя их испытывать трепет и страх перед бытием.

Герой Кафки – абсурден и обитает в абсурдном мире. но он трогательно и трагически борется, пытаясь всеми силами из него выбраться в мир человеческих существ, и в конце концов, умирает в отчаяние.

Через творчество Кафки проходи бесконечное балансирование между:

  • Личностью и вселенной;
  • Необычайным и естественным;
  • Логикой и абсурдом;
  • Повседневным и трагическим.

Чтобы понять абсурдное произведение, необходимо помнить об этих парадоксах и обращать внимание на эти противоречия.

Сублимация Ф. Кафки в литературное творчество как способ защиты психики.

Многие исследователи пытаются понять Кафку через его психоанализ. Способность писателя заниматься творчеством основывается в его подсознательном желании решить бушевавшие внутри него проблемы. В первую очередь – это различные состояния тревожности, беспокойство, неуверенность в себе. Эти состояния привели к развитию повышенной самокритики, чувству вины и невероятного чувства одиночества, которое, по словам самого Кафки, можно было «назвать только русским». Ф. Кафка очень любил творчество Ф. М. Достоевского.

Замечание 2

Свои занятия литературным творчеством Франц Кафка рассматривал как способ избавления от невроза.

Коме того, к неврозу могут привести и нереализованные желания. Фрейд писал о том, что человек, если не находит возможности удовлетворить физическую потребность, ищет замещение недостающего удовлетворения. Главная тенденция таких симптомов – отстранение от реального мира.

В случае с Кафкой вспоминаются его «вымученные» контакты с внешним миром. Возможно, если бы Кафка не обладал художественным дарованием, невроз, который его мучил, принял бы гораздо более угрожающую форму.

Однако Кафка, к сожалению, при помощи литературного творчества сумел только отдалить наступление невроза. Литературное творчество на миг заглушало неврозы, затем прежнее состояние возвращалось снова. И все же писатель понимал, что творчество является единственной возможностью выжить.

Кошмары Кафки настолько страшны, что литература стала единственным выходом из них.

Таким образом, сублимация в литературное творчество стала единственной возможностью для Кафки хотя бы на время заглушить внутренние противоречия, во власти которых он находился и власть над которыми была бессильна.

Такая сублимация позволила австрийскому гению создать бессмертные творения, которыми зачитывается не одно поколение читателей. Кафка оставил в своих произведениях тайну, в разгадке которой каждый находит что-то близкое лишь ему, что-то свое. И в этом заключается величие Франца Кафки.

Дата последнего обновления статьи: 17.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot