Критический реализм – это литературное направление, в котором человек рассматривается в его связях с социальной средой. Художественная правдивость в этом направлении возникает на основе представлений автора о мире во всей его противоречивости и сложности.
Биография Генриха Манна
Немецкий писатель – прозаик Генрих Манн родился в марте 1871 года в Любеке в зажиточной купеческой семье. Отец писателя был владельцем фирмы «Firma Joh. Siegm. Mann, Commissions- und Speditionsgeschäfte», которую унаследовал от своего отца. В 1877 году Томас Манн стал сенатором Любека по финансам и хозяйству. Мать будущего писателя Юлия Манн имела бразильские корни.
Семья Манна была довольно большой. Кроме Генриха, в семье было еще четверо детей.
Детство Генриха Манна было беззаботным, он рос в теплой атмосфере, ни в чем не испытывая недостатка. В 1884 году будущий писатель побывал в Санкт-Петербурге. В 1889 году после окончания гимназии Генрих Манн переехал в Дрезден. Здесь в течение некоторого времени он работал в сфере книжной торговли. Позже Манн переехал в Берлин и устроился работать в издательство. В это же время он поступил в Берлинский университет Фридриха Вильгельма.
В 1891 году от онкологии скончался отец писателя. Согласно завещанию Томаса Манна, семейная фирма, а также дом в Любеке были проданы, а супруге и детям достались только проценты от вырученных средств. Семья переехала в Мюнхен.
В период Веймарской республики Генриха Манна избрали академиком отделения литературы Прусской Академии искусств. В 1931 году писатель стал ее председателем. Вместе с известными деятелями культуры и науки, среди которых был и Альберт Эйнштейн, Генрих Манн подписал несколько воззваний, в том числе и призыв к формированию Единого фронта социал-демократов и коммунистов против нацистского движения. Среди этих воззваний было и осуждение убийство Милана Шуффлая, хорватского ученого.
В 1993 году, после того, как к власти в Германии пришел Адольф Гитлер, Генрих Манн был лишен немецкого гражданства. Писатель сначала эмигрировал в Прагу, а затем во Францию. В эмиграции Генрих Манн возглавлял Союз немецких писателей – эмигрантов. Манн жил в Ницце, в Париже, а после оккупации фашистскими войсками Франции переехал в США, где поселился в Лос-Анджелесе.
В марте 1950 года Генрих Манн скончался в Санта-Монике, штат Калифорния. Накануне своей смерти он планировал перебраться в Восточный Берлин, где должен был стать председателем Немецкой академии искусств. Прах писателя был перенесен в ГДР.
Особенности творчества Генриха Манна
Для творчества Генриха Манна характерно постоянное стремление к решению политических вопросов. Публицистика занимает обширное место в творческом наследии немецкого писателя.
Началом своего литературного пути Генрих Манн считает 1900 год. В это время было опубликовано его первое крупное произведение – роман «Земля обетованная». А в 1910 году Генрих Манн начал активную деятельность в области публицистики. Писатель резко критиковал политическую и духовную атмосферу Германии того времени. в своей статье «Дух и действие» он отстаивает идею синтеза действия и духа, подразумевая, прежде всего, политическую сторону этого синтеза.
В начале Первой мировой войны Генрих Манн пишет эссе об Эмиле Золя, в котором формулирует собственное эстетическое кредо, согласно которому у политики и у литературы одна цель, один объект, и для того, чтобы не выродиться, им нужно проникнуть друг в друга.
После революции 1848 году немецкая литература ввиду ряда общественно-политических причин утратила свое мировое значение, какое имела во времена Гете, Шиллера, Лессинга. Заслуга Генриха Манна наряду с Томасом Манном, его братом, состоит в развитии национальной культуры Германии и выводе немецкой литературы на мировой уровень. Генрих и Томас Манн, основываясь на опыте ведущих европейских литератур, впервые подняли немецкий роман критического реализма до уровней лучших образцов этого жанра.
Генрих Манн уже на раннем этапе своего творческого пути начал разрабатывать жанр социального романа. При этом он ведет активную борьбу против получивших большое развитие в искусстве Германии конца 19 – начала 20 века эстетски-декадентских течений. В скором времени эти эстетические тенденции Манн подверг сатирическому развенчанию в своем произведении «Учитель Гнус». Уже в этом произведении Генрих Манн показал себя в качестве предшественника экспрессионизма. Близость к этому направлению прослеживается и в более поздних произведениях писателя – например, в романе «Голова» и новелле «Кобес».
На формирование творческой манеры писателя и его духовного облика оказали большое влияние культурные и общественно-политические традиции Франции. Сюжеты французской революции появляются в ряде драматических произведений Генриха Манна, особенно известным из них является драма «Мадам Легро», написанная в 1913 году. У французских и русских представителей критического реализма Манн воспринимал прежде всего гражданское, общественное назначение искусства.
До поражения Германии в Первой мировой войне и создания Веймарской республики Генрих Манн опубликовал около десяти романов, несколько драм и два сборника новелл:
- «В одной семье»
- «Богини, или Три романа герцогини Асси»
- «Страна кисельных берегов»
- «Маленький город»
- «Учитель Гнус, или Конец одного тирана»
- «Верноподданный» и другие.
Вершиной сатирического мастерства Генриха Манна являются произведения «Учитель Гнус» и «Верноподданный».
Роман – трилогия «Богини, или Три романа герцогини Асси», опубликованный в 1903 году, стал существенным моментом в творческой эволюции писателя. Уже в этом произведении четко ощущается внутренний противоречивый процесс преодоления индивидуалистической декадентской эстетики.
Произведение «Земля обетованная» является началом сатирической линии в творчестве Г.Манна. здесь Манн рассказывает о том, как обычный немецкий мещанин оказывается в «сказочной стране» - окружении спекулянтов и дельцов, которые властвуют над всеми сферами жизни общества Берлина 90-х годов. Коммерческий ажиотаж приводит к появлению нового для Германии того времени социального типа капиталистического хищника, который распоряжается и политикой, и финансами, и искусством, и прессой. Именно таким видел Генрих Манн Берлин того времени и показал его в своем произведении через средства острого сатирического гротеска.
Другие произведения Генриха Манна:
- «Серьёзная жизнь»
- «Большое дело»
- «Дыхание»
- «Лидица»
- «Эссе духа и поступка»
- «Молодые годы короля Генриха IV»
- «Зрелые годы короля Генриха IV».