Литературный процесс – это совокупность значимых изменений в литературе.
Понятие литературного процесса
Тема закономерностей развития литературы чрезвычайно обширна. Как правило, литературное развитие обозначают термином «литературный процесс». Литературный процесс – это динамика литературы в историческом времени.
На протяжении последних десятилетий ученые выдвинули концепцию, которая дополняет и в определенной степени пересматривает привычные представления об этапах литературного развития. В данной концепции учитываются специфика словесного искусства, а также опыт неевропейских стран и регионов. В статье «Категории поэтики в смене литературных эпох» были выделены три стадии развития всемирной литературы и дана их характеристика:
- Первая стадия – архаический период. Здесь особенно влиятельна фольклорная традиция, преобладает мифопоэтическое художественное сознание, а также отсутствует рефлексия над словесным искусством. Именно поэтому в этот период не теоретических штудий, литературной критики, художественно-творческих программ.
- Вторая стадия – преобладание традиционализма. Начало второй стадии было положено литературной жизнью Древней Греции. Писатели в этот период ориентировались на готовые формы речи, которые соответствовали требованиям риторики, зависели от жанровых канонов.
- Третья стадия – индивидуально-творческое художественное сознание. Эта стадия началась с эпохи Просвещения. В этот период доминирующей оказывается поэтика автора, который освободился от всевластия жанрово-стилевых предписаний риторики. Литература здесь максимально сближается с конкретным и непосредственным бытием человека, она проникается его мыслями, заботами, чувствами. На второй стадии наступает эпоха индивидуально-авторских стилей, а литературный процесс самым тесным образом связывается с личностью писателя и окружающей реальностью. Все перечисленное имеет место и в романтизме, и в реализме 19 века, и в модернизме.
Разные народы в своей социальной жизни проходят аналогичные ступени исторического развития. На этих стадиях их социальная жизнь при всей противоречивости имеет ряд общих свойств. Отсюда в идеалах, взглядах, идейных настроениях общественности проявляются общие особенности. Такие идеалы и взгляды становятся предпосылками творчества авторов разных стран. Их творчество, в форме и содержании их произведений могут быть черты сходства. Таким образом формируются стадиальные особенности в литературе разных народов. На основе этих стадиальных общностей в разных литературах вместе с тем появляются и национальные особенности, национальное своеобразие. Такое своеобразие вытекает из своеобразия культурного и идейного развития того или другого народа.
Так выглядит основная закономерность развития мировой литературы.
Сформулировать ее можно таким образом: в процессе эволюции на определенных этапах развития общества в литературах разных народов проявляются общие черты, которые связаны сходством социальной жизни, но вместе с тем они имеют национальные особенности, которые вытекают из своеобразия культуры каждого народа.
Идейно-художественные различия в литературах разных народов как закономерность развития литературы
При всей этой стадиальной общности литературы разных народов не только отличаются национальным своеобразием, но и содержат в себе внутренние различия идейно-художественного характера.
Различия в национальных литературах на какой-либо стадии исторического развития появляются потому, что авторы, создающие национальную литературу, относятся, как правило, к разным социальным слоям и общественным движениям. В результате этого у них появляются различные общественные идеалы, взгляды, идейные стремления. Такие взгляды становятся предпосылками творчества этих авторов и выражаются в различных художественных замыслах и приводят к созданию отличающихся по форме, содержанию и стилю произведений. Это тоже является одной из закономерностей развития литературы.
Черты общности несложно увидеть и в развитии европейских литератур эпохи раннего средневековья (с 4 по 12 в. н.э.). Говорящие на германских, романских, славянских языках народы Европы тогда переживали разложение родового строя, а потом зарождение и становление феодального строя, которое сопровождалось междоусобными войнами. Эти народы, какие-то раньше, какие-то позже, переживали замену старой мифологии христианским верованием. Это привело к усилению значения духовенства и церкви.
В связи с этим в литературах раннего средневековья различались две традиции:
- Светская литература – воинские поэмы и повести о национально-исторических героях и событиях;
- Церковная литература. Здесь основным жанром были «жития» святых, написанные в прозе и стихах.
Идейная направленность светской и церковной литературы различалась. В «житиях» святых характеры были изображены в религиозно-моралистическом свете, им свойственны были смирение и стойкость в борьбе с соблазнами. В произведениях светской направленности был воплощен идеал рыцарской доблести, преданности интересам своей родины. При этом светские и церковные произведения при всем различии имели общие черты. Не только отвлеченные образы святых в «житиях», но и конкретные образы героев в воинских поэмах и повестях больше соответствовали идеалам писателей, нежели обстоятельствам реальной жизни того периода времени.
Следующий период культурного развития европейских стран – эпоха Возрождения. Литература в этот период отличается следующими чертами:
- Светский характер;
- Обращение к культуре;
- Гуманистическое мировоззрение;
- Осознание человека как венца мироздания.
Литературное развитие разных народов происходило в направлении формирования группами писателей творческих программ. В таких программах содержались ключевые требования к литературному творчеству, они имели обобщающее значение и полностью соответствовали идейно-художественным стремлениям авторов, которые воплощали в своих произведениях эти принципы. Другими словами, в национальных литературах постепенно начинают формироваться литературные направления.