Литературоведение – это наука, изучающая художественную литературу: ее происхождение, сущность, развитие.
Литературоведение как комплекс дисциплин
Современное литературоведение – это очень сложная и подвижная система дисциплин. Основными отраслями литературоведения являются:
- История литературы;
- Теория литературы;
- Литературная критика.
Теория литературы изучает общие законы развития литературы, ее структуру. История литературы занимается изучением прошлого литературы. Предметом изучения литературной критики является относительно единовременное, современное, «сегодняшнее» состояние литературы. Для этой дисциплины характерна интерпретация литературы прошлого с точки зрения современных художественных и общественных задач. Важнейшей частью литературоведения является поэтика.
Поэтика – это наука, изучающая структуру произведений и их комплексов: литературного направления, творчества писателей в целом, литературной эпохи.
Она соотносится с основными дисциплинами литературоведения: в области теории литературы – общая поэтика, в сфере истории литературы – историческая поэтика, принципы поэтики применяются в литературной критике.
Аналогичное положение в литературоведении занимает стилистика речи, которая может входить в теорию литературы (как исследование стилистического и речевого уровня), в литературную критику (одной из функций критики всегда были стилистические штудии современных произведений), в историю литературы (изучение языка и стиля определенного направления и течения).
Для литературоведения как сложной системы дисциплин является характерной не только взаимозависимость всех отраслей, но и возникновение дисциплин второго порядка. Так, существует история критики, теория критики, теория стилистики художественной речи, история поэтики (которую необходимо отличать от исторической поэтики) и т.д.
Также характерным является передвижение дисциплин из ряда в ряд. Например, со временем критика становится предметом изучения исторической поэтики, истории литературы и т.д.
Кроме перечисленных основных дисциплин литературоведения существует ряд вспомогательных: художественная и литературоведческая библиография, литературоведческое архивоведение, текстология, эвристика, комментирование текста, палеография и т.д.
Вспомогательные дисциплины являются необходимой базой основных. При этом в процессе развития они могут приобретать самостоятельные культурные функции, выявлять самостоятельные задачи.
Литературоведение имеет связь с другими гуманитарными науками. Одни из них являются методологической базой литературоведения (эстетика, философия), другие – близки по предмету исследования и задачам (общее искусствознание, фольклористика), общей гуманитарной направленностью (психология, история, социология). Литературоведение имеет многоплановые связи с языкознанием.
Возникновение литературоведения
Искусствоведческие и литературоведческие знания зародились еще в глубокой древности в виде мифологических представлений (например, таким является отражение в мифах античной дифференциации искусств). В индийских ведах, китайской «Книге преданий», древнегреческой «Одиссее» «Илиаде» встречаются суждения об искусстве.
Первые концепции искусства и литературы в Европе были разработаны античными мыслителями. Так, Платон в рамках объективного идеализма обосновал эстетические проблемы, включая проблему прекрасного, изучил гносеологическую природу, а также воспитательную функцию искусства, дал основные сведения по теории искусства и литературы (деление на роды).
В трудах Аристотеля «Риторика», «Об искусстве поэзии», «Метафизика» происходит формирование собственно литературоведческих дисциплин, таких как теория литературы, поэтика, стилистика. В труде «Об искусстве поэзии» содержится первое систематическое изложение основ поэтики.
Одновременно с поэтикой развивается риторика, в рамках которой происходит формирование стилистики и теории прозы.
Традиция составления поэтик и риторик просуществовала до Нового времени.
К эпохе Античности восходит и жанр критики: сопоставление трагедий Еврипида и Эсхила в комедии Аристофана «Лягушки», суждения о Гомере. Критики первоначально была неотделима от других отраслей литературоведения и в целом от художественного творчества. Дифференциация литературоведческих знаний происходит в период александрийской филологии, когда литературоведение отделяется от философии, формирует собственные дисциплины. К ним относятся библиография (первым прообразом литературной энциклопедии являются «Таблицы» Каллимаха), критика текста с точки зрения подлинности, издание и комментирование текстов (Аристарх Самофракийский, Аристофан Византийский, Зенодот Эфесский).
Эпоха Возрождения стимулировала создание оригинальных поэтик, которые соответствовали национальным и местным условиям. проблема языка вышла за рамки риторики и стилистики, возросла до общетеоретической проблемы. Также утверждалось право литературоведения обращаться к современным художественным явлениям.
Специфика литературоведения
Литературоведение одновременно является и наукой о языке, так как язык – главный материал и инструмент литературного творчества. Но литературоведа интересует не номинативное значение слова, а слово, как образ явления и предмета, слово, как метафора мира деяний и чувств литературного героя. Поэтому языковедческий и литературоведческий аспекты неразрывно связаны и взаимозависимы.
Аналитизм является основным оружием литературоведа. Он пытается докопаться до ядра авторского замысла, выяснить его содержание, художественную философию, найти ему место в концепции эстетического осмысления мира и художественного познания. И этот процесс может длиться долго, даже в течение жизни нескольких поколений, так как в художественном произведении всегда есть тайна, которая фактически может быть нераскрытой.