Время и пространство в произведении – это хронотоп, т. е. пространственно-временная организация литературного произведения, важнейшая составляющая литературного текста, которая участвует в комплексном идейно-художественном анализе; существенная взаимосвязь пространственных и временных отношений, которая определяется историческими, политическими, культурными, социальными условиями развития страны.
Подходы к пониманию пространственно-временных категорий художественного произведения
Следует отметить, что особенности проявлений категорий времени и места в художественных произведениях неоднократно выступали объектом научного исследования, в работах различных исследователей подвергались изучению особенности хронотопа различных авторов прошлого и современности, однако единый подход к пониманию роли и значения пространственно-временных категорий по-прежнему отсутствует.
На протяжении длительной истории изучения пространства и времени указанные категории могли пониматься как:
- Абсолютная протяженность, пустота, в которую оказываются включены все тела и в котором протекают все процессы;
- Протяженность эфира и материи, форма бытия, существования материи;
- Порядок существования, взаимного расположения объектов.
В наиболее общем виде все подходы к пониманию пространственно-временных категорий могут быть представлены двумя основными концепциями:
- Субстанционалистской – согласно данной концепции пространство и время абсолютны, неизменны, существуют как пустое вместилище вещей;
- Релятивистской – согласно данной концепции пространство и время возникают как результат взаимодействия вещей.
Принимая во внимание выявленные подходы в литературном произведении можно выделить статистическое и динамическое пространство.
Статистическое основывается на принципе индивидуализации как высшей ценности и первичной данности. Главным объектом пространства становится осязаемое «Я», которое характеризуется устойчивостью и трехмерностью. Указанный подход сформировался в глубокой античности, когда пространство понималось как промежуток между объектами.
В эпоху Средневековья понимание хронотопа изменилось, пространство стало восприниматься как непрерывный, сплошной континуум, который пока остается нерациональным и неизмеримым.
Искусству Возрождения удалось синтезировать «глубокое» пространство античности со средневековой плоскостностью, в результате чего сформировалась концепция бесконечного, непрерывного пространства.
Модернистское пространство перестало быть отражением трехмерной реальности, оно само стало местом, в котором одновременно представлены и продуцент, и реципиент произведения. Модернистская картина создала иллюзию единого, недифференцированного, всепоглощающего целого. На данном этапе формируется релятивистская концепция понимания хронотопа.
Постмодернистское восприятие во многом наследует модернистское, однако наполняет, насыщает пространственную стихию телами, новыми объектами.
Сегодня большая часть исследователей сходится на понимании того, что пространственно-временные категории литературного произведения отражают особенности восприятия пространства и времени автором произведения, мироотношение определенной литературно-исторической эпохи.
В то же время воплощение пространственно-временных категорий в литературном произведении не выступает исключительно зеркальным отражением объективной реальности. Художественное пространство уникально по причине того, что не обладает свойственными для пространства Евклида беспредельностью, бесконечностью, однородностью, непрерывностью, изотопностью, поскольку эти качества противоречат композиционной целостности произведения, наличию в нем качественно различных областей. Иначе говоря, физическое пространстве не имеет ничего общего с художественным. Но они неразрывно связаны.
Пространственно-временные категории в то же время не являются исключительно плодом художественного воображения, поскольку в таком случае их было бы трудно отличить от галлюцинации и сновидения. Соответственно, художественный хронотоп имеет двойственную природу: с одной стороны, он неразрывно связан с объективной реальностью, с другой, - подвергается авторскому осмыслению, трансформациям. Подобная двойственность пространственно-временных категорий художественного произведения обусловливает формирование таких их качеств, как порожденность, автономность, актуальность, интерактивность. В свою очередь, подобные качества позволяют рассматривать художественный хронотоп как уникальный виртуальный мир.
Особенности формирования пространственно-временных категорий художественного произведения
Формирование пространственно-временных категорий литературного произведения – результат одновременной деятельности и творца и реципиента, их видение. Пространство художественного произведения представляет собой не модель реальности, но опосредованный образ, созданный под влиянием миропонимания автора, под его углом зрения. Это - мир изнутри, внутренний переплет, воображаемая текстура реального.
В то же время наполнение художественного пространства осуществляется под влиянием мировосприятия реципиента. Иначе говоря, пространственно-временные категории произведения – это постоянное саморастягивание от точки «здесь» до точки «там».
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что пространственно-временные категории литературных произведений представляют собой важнейший структурный компонент художественных произведений, от особенностей которого зависит развитие сюжетной линии, система и поведение персонажей и т. д. По своей сути, хронотоп имеет двойственную природу, будучи одновременно связанным с объективной реальностью и фантазией автора.