Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Восприятие мира вещей в романе Ж.-П. Сартра "Тошнота"

Определение 1

Абсурдизм – это система философских взглядов, в рамках которой утверждается отсутствие смысла человеческого существования.

Мир вещей и проблема существования А. Рокантена

Ж.-П. Сартр является одной из самых значительных фигур мировой литературы 20 века, чье мировоззрение связано с философией экзистенциализма. Термин «экзистенциализм» отражает стремление к постижению человеческого существования таким, каким оно дано сознанию. Экзистенциалисты считают, что главной проблемой философии является бытие индивидуума и индивидуальное сознание. Они размышляют в первую очередь о следующих категориях:

  • о бессмысленности, абсурдности бытия;
  • беспомощности разума;
  • о выборе человека;
  • о свободе;
  • об ответственности;
  • об отношении человека и социальных институтов.

В 1938 году в русле отражения ключевых идей экзистенциализма Сартр создает роман «Тошнота».

Замечание 1

Ключевой проблемой произведения является осмысление категории существования, которое происходит через внезапно возникающие у Антуана Рокантена приступы тошноты.

Это приводит героя к глубокой рефлексии. Впервые столкнувшись с таким состоянием, герой романа начинает вести дневник.

Первый приступ тошноты настигает Рокантена, когда он видит на улице мальчишек, бросающих гальку в море, и хочет сделать то же самое. Но бросить камешки Рокантену не удается. Внезапно он увидел «нечто», от чего ему стало противно. Причем то, что произошло, по признанию Рокантена, не оставило четких следов. Он даже не знает, на что именно – на камень или на море – он смотрел в тот момент, когда возникло это чувство. С этого момента начинается процесс ощущения Рокантеном своего существования, в котором реалии вещного мира являются живыми. Для Рокантена все вещественное, материальное, все, что просто существует и пребывает здесь и сейчас, превращается в источник какого-то смутного раздражения, беспокойства, переходящего в приступы тошноты.

«Восприятие мира вещей в романе Ж.-П. Сартра "Тошнота"» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Рокантен вспоминает первый приступ тошноты и осознает причину. Он собирался кинуть камень, посмотрел на него и вдруг «почувствовал, что он существует». Вещный мир, который окружает героя – предельное выражение, сущность категории существования, ее характеристика в реальности и неизбежности. Антуан ощущает, что его повсюду окружают вещи. Он «подавился» вещами, «сыт по горло» ими, а очевидность их существования наваливается на героя невыносимой тяжестью.

В эпизоде в парке Антуан Рокантен со всей полнотой и ясностью осознает существование дерева. У него перехватило дыхание. Рокантен признается, что раньше никогда «даже не предчувствовал, что такое существовать». Таким образом, для него существование перестает быть категорией абстрактной категорией. Он понимает, что существование предельно материально и конкретно. Существование – это «сама плоть вещей». Такое откровение потрясенного Рокантена «распредмечивает» вещи, выделяет их вещность в чистом виде.

Эта вещность сводится к отсутствию определений, которые помогают человеку так или иначе различать, опознавать, обозначать, использовать окружающие предметы. Существование, которое пребывает всегда и присутствует во всем, неизменно равное самому себе, ограничено только существованием. У него нет запаха, вкуса, размера и других качества, ими обладают только отдельные вещи. Поэтому существование предстает в виде «бытия-в-себе», замкнутого, непроницаемого, скрытого от человеческого понимания. С одной стороны, существование везде, но с другой – оно случайно и необязательно. Существование есть, так его могло и не быть. Рокантен приходит к выводу, что оно не является необходимостью. «Существовать – это значит быть здесь».

Таким образом, осознание Рокантеном собственного существования происходит через вещный мир и внутри него. Рокантен понимает, что он сам – вещь. Он говорит о том, что существование нахлынуло на него. И реальное в нем – только существование, и оно «чувствует, что существует». Отсюда, существовать – это значит сознавать и осознавать наличие вещей, присутствие собственного сознания. Так Рокантеном осознается мир вещей и осмысляется проблема существования.

Свобода и ответственность

Бытие хаотично, абсурдно, в нем нет каких-либо законов. Вся история человечества – как неизбежность и хаос, не могут быть поняты и осознанны. Пространственная конкретика в произведении теряет значимость. Пространство является обобщенной моделью мира.

Основной проблемой экзистенциональной философии Сартра является проблема выбора. Центральное понятие философии писателя – «для-себя-бытие». Это высшая реальность для человека, означающая приоритетность прежде всего собственного внутреннего мира. Но человек может полностью себя осознать лишь взаимоотношения с другими людьми. Он видит, воспринимает себя через отношение других людей. Важнейшее условие жизни человека, основание ее активности – это свобода. Свобода проявляется в выборе, но не в простом, а в жизненно важном, в выборе, которого нельзя избежать (например, вопросы жизни и смерти, проблемы, имеющие жизненно важное значение). Такой выбор Сартр называет экзистенциальным выбором. Человек, сделав экзистенциальный выбор, определяет свою судьбу, переходит из одного бытия в другое. Жизнь человека – это цепочка «маленьких жизней», кусочков разного бытия, которая связана экзистенциальными решениями, например, выбор супруга, профессии, месса работы, решение принять участие в борьбе и т.д. Свобода человека по Сартру абсолютна. Человек свободен, так как способен хотеть.

С проблемой свободы связана проблема ответственности. Человек несет ответственность за самого себя и за все, что совершает. Единственное, за что он не может быть ответственным - за свое рождение. Но во всем остальном человек абсолютно свободен и должен распоряжаться этой свободой ответственности, особенно при экзистенциальном выборе. Сартр видит свободу личности и ее достоинство в признании абсурдности бытия. Герою романа удается преодолевать чувство тошноты, привнося во враждебный вещный мир личностное, субъективное начало.

Дата последнего обновления статьи: 17.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot