Композиция художественного произведения – это взаимная соотнесенность и расположение изображаемого и художественно-речевых средств.
Элементы композиции текста
Художественный текст – это коммуникативное, семантическое и структурное единство, что проявляется в его композиции.
Композиция произведения – это построение произведения, определяющее его единство, целостность и завершенность. Она обусловлена жанром, авторскими интенциями и содержанием произведения. Композиция произведения – это система соединения всех его элементов. Она имеет самостоятельную содержательность, раскрывающуюся во время филологического анализа текста.
Объектом филологического анализа текста могут быть разные аспекты композиции:
- внешняя композиция текста – архитектоника,
- система образов произведения,
- смена в структуре текста точек зрения,
- композиция деталей,
- соотнесенность с другими компонентами текста.
Архитектоника текста – это его деление на определенные части (главы, строфы, абзацы и т. д.), их взаимосвязь и последовательность.
Проблем точки зрения является центральной проблемой композиции. Рассмотрение разных точек зрения, существующих в структуре текста, в соотношении с архитектоникой позволяет выявить динамику развития художественного содержания.
Анализ композиции деталей позволяет раскрыть способы углубления изображаемого.
Архитектоника произведения
Прежде всего, при анализе композиции текста следует разграничивать архитектонику текста и внутреннюю композицию. Внутренняя композиция определяется системой образов, своеобразием сюжета и особенностями конфликта, внешняя – деление текста на дискретные единицы. Следовательно, композиция – это проявление значимой прерывистости и непрерывности.
Границы композиционной единицы (разделы, главы, части, явления в драме и т. д.) четко определены автором. Это организует восприятие читателя, направляет его. Архитектоника текста – это способ «порционирования» смысла. Автор с помощью композиционных единиц читателю указывает на деление или объединение элементов текста (значит, и его содержания). Не менее значимым является и отсутствие деления текста либо его развернутых фрагментов. Так, немаркированность композиционных единиц подчеркивает недискретность организации повествования, целостность пространственного континуума, недифференцированность картины мира героя или повествователя. Например, это особенно ярко проявляется в жанре «поток сознания».
Композиционные единицы характеризуются приемами выдвижения, которые обеспечивают выделение самых важных смыслов текста, а также активизируют внимание его адресата. Такими приемами являются:
- повторы языковых единиц;
- различные графические выделения;
- сильные позиции текста, связанные с установлением иерархии смыслов, с акцентированием внимания на самом важном.
К сильным позициям относят: заглавия, эпиграфы, части, главы, главки. Автор с их помощью подчеркивает элементы структуры, имеющие важное значение для понимания произведения, одновременно определяет ключевые «смысловые вехи» какой-либо композиционной части или текста в целом.
Таким образом, элементы архитектоники текста являются единицами текстовой структуры.
Различают два вида членения художественного текста: контекстно-вариативное и объемно-прагматическое.
Объемно-прагматическое учитывает объем произведения и особенности читательского восприятия. В этом случае основными единицами являются: книга, часть, том, глава, главка, явление, абзац, отбивка.
Объемно-прагматическое деление взаимодействует с контекстно-вариативным. В результате контекстно-вариативного членения выделяются контексты, организованные речью повествователя (авторской речью) и контексты, в которых содержится «чужую речь»; а также повествование, описание и рассуждение. Такие композиционные формы выделяются с учетом субъекта речи.
Объемно-прагматическое деление может выполнять и другие функции, например: передавать особенности течения времени, подчеркивать динамику повествования, выделять изображаемую реалию, выражать эмоциональную напряженность и т. д.
В особенностях внешней композиции текста проявляется один из ее важнейших признаков– связность. Отрезки текста, выделенные в результате членения, соотносятся, «сцепляются» друг с другом на основе общих элементов. Существуют два вида связности: когерентность и когезия.
Когезия – локальная связность – это связность линейного типа, которая выражается формально, языковыми средствами. Когезия основывается на лексических повторах, местоименной субституции, соотнесенности грамматических форм, наличии союзов и т. д.
Когерентность – глобальная связность – это связность нелинейного типа, которая объединяет элементы разных уровней текста (эпиграф, заглавие и основной текст и т. д.). Одними из важнейших средств создания когерентности являются повторы и параллелизм.
Внутренняя композиция текста
В отличие от внешней композиции, внутренняя не выделяется графически. Понятие внутренней композиции связано с определением сложных, неоднозначных связей, с помощью которых соединяются отдельные группы, системы образов литературного произведения.
Внутренняя композиция – это организация всех частей литературного произведения в целостное единство, которое подчиняется решению его основных проблем. В таком случае организующим центром внутренней композиции является точка зрения автора, выраженная в каждой детали, компоненте произведения.
Важнейшим композиционным средством произведения является сюжет.
Сюжет – это развивающаяся в художественной реальности произведения последовательность действий или событий, в которых раскрываются характеры персонажей, их взаимоотношения.
Другими словами, сюжет – это цепь событий, изображенная в произведении. Это жизнь персонажей в пространственно-временных изменениях, в сменяющихся обстоятельствах и положениях.
Выделяют следующие элементы сюжета:
- экспозиция – описание обстановки действия, взаимоотношений героев до начала конфликта;
- завязка – случай, эпизод, с которого начинается развитие конфликта;
- кульминация – момент наивысшего напряжения;
- развязка – разрешение конфликта.