Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Московское Общество любомудров, его философско-эстетическая программа

Определение 1

«Общество любомудрия» – это литературно-философский кружок, существовавший в Москве в 1823-1825 гг. Участниками кружка были В. Одоевский, Д. Веневитинов, Н.М. Рожалин, И.В. Киреевский, В.П. Титов, А.И. Кошелев, Н.А. Мельгунов, С.П. Шевырев.

История «Общества любомудрия»

В 1822 году московский литератор и педагог С.Е. Раич создал «Общество друзей» (также известное как «Кружок Раича»). В этот кружок входили преподаватели и студенты Московского училища колонновожатых, Московского университета и Университетского благородного пансиона, и их знакомые, интересовавшиеся вопросами литературы, эстетики, теории искусства. Членами «Кружка Раича» были Ф.И. Тютчев, А.Н. Муравьев, B. Ф. Одоевский, М. П. Погодин, Д. П. Ознобишин, В. П. Титов, М. А. Дмитриев, А. М. Кубарев, А. И. Писарев, М. А. Максимович, А. С. Норов, С. П. Шевырёв. В круг интересов участников кружка входила и философия, но она находилась на периферии.

В 1823 году от «Кружка Раича» отделилось «Общество любомудрия». Оно было образовано для боле глубокого обсуждения философских проблем и изучения работ западных философов, в частности, представителей немецкой идеалистической философии. Название «Общество любомудрия» было выбрано для того, чтобы дистанцироваться от французского рационализма и подчеркнуть приверженность немецкому идеализму.

А. Кошелев, один из членов общества любомудров, вспоминал, что новое общество собиралось тайно, и о его существовании никому не говорили. Членами нового общества были Одоевский, Веневитинов, Киреевский, Рожалин, Кошелев. В «Обществе любомудрия» господствовала немецкая философия: Фихте, Кант, Окен, Шеллинг, Геррес и т.д. Преимущественный предмет бесед любомудров составляли начала, на которых должны основываться любые человеческие знания. Любомудры считали, что христианское учение пригодно для народных масс, но не для них. Собрания любомудров проходили в квартире В. Одоевского.

Как уже было сказано, на членов общества наибольшее влияние оказывала немецкая идеалистическая философия, особенно шеллингианство. На основе философии тождества Шеллинга любомудры пытались построить цельное «науко-учение», которое сводило бы «все случаи или все частные познания человека к одному началу». Участники кружка развивали идеи идеалистической диалектики в гносеологии, натурфилософии, общественной теории, эстетике. Например, Д. Веневитинов считал, что необходимо создание самостоятельной русской философии.

«Московское Общество любомудров, его философско-эстетическая программа » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В сфере эстетики члены общества любомудров выступали против «критики вкусов» и эмпиризма и являлись приверженцами романтизма. Они старались обосновать теорию искусства на основе философского идеализма. Любомудры с неодобрением относились и к эмпиризму в науке. В этом плане показательной является статья М.Г. Павлова «О способах исследования природы», опубликованная Одоевском в «Мнемозине». Профессор Павлов, развивавший принципы идеалистической диалектики, в своей статье последовательно доказывает преимущества «умозрительного» метода над «эмпирическим».

По мнению любомудров, для того, чтобы общество получило представление о новых идеях, важно вести популяризаторскую литературную деятельность. В прозе и стихах любомудров получали распространение философские мысли, которые выражались в аллегорической форме.

Любомудры пытались осуществить литературную реформу в соответствии со своими представлениями о синкретизме искусства и философии. Принципы любомудрия выражаются и в философской лирике Веневитинова. Его лирический герой – это романтический поэт – мудрец, пророк и созерцатель.

Замечание 1

В 1844 году в свет вышел роман В. Одоевского «Русские ночи», ставший первым русским философским романом.

С. Шевырев пытается вернуть в поэзию высокий стиль и требует от читателя встречных интеллектуальных усилий. Он обращается к устаревшей одической традиции с ее метрической усложненность и архаизмами.

Печатные органы "Общества любомудрия"

В 1823 году Одоевский начал издавать литературно-философский альманах «Мнемозина», целью которого была пропаганда идей любомудрия. Для этого он объединился с В.К. Кюхельбекером. Главными задачами «Мнемозины» были:

  • Распространение новых мыслей, «блеснувших в Германии»;
  • Акцентировать внимание читателей на предметы, которые в России мало известны, заставить их говорить о них;
  • «Положить пределы пристрастию к Французским теоретикам».

В период с 1824 по 1825 гг. вышло четыре номера «Мнемозины».

Еще один альманах, в котором выступали любомудры, «Урания», был издан молодым историком М. Погодиным, близким к любомудрам.

Незадолго до восстания декабристов, в числе которых было много родственников и друзей молодых философов, членов «Общества любомудрия» стала интересовать политическая жизнь. Французские мыслители, которые обычно ими игнорировались, оказались в центре внимания общества. Кошелев вспоминал, что они «с особенной жадностью» изучали сочинения Рое-Коллара, Б. Констана и других французских политических писателей. Немецкая философия на некоторое время отошла с первого плана.

«Общество любомудрия» существовало до конца 1825 года. После декабрьских событий, когда происходящие события, с одной стороны, оттянули на себя внимание любомудров, а с другой – тайные собрания кружка могли вызвать подозрения, было принято решение о роспуске. В. Одоевский, председатель кружка любомудров, пригласил друзей к себе домой и торжественно уничтожил устав общества и протоколы его собраний.

Деятельность любомудров после роспуска общества

Несмотря на то, что работа кружка была формально прекращена, связи между членами общества после 1825 года не распались. Вскоре многие из них стали авторами литературного альманаха «Северная лира», выпущенного С.Е. Раичем. Затем любомудры сгруппировались вокруг литературно-научного журнала Погодина «Московский вестник», который был поддержан А.С. Пушкиным.

Из всех участников «Общества любомудрия» лишь Веневитинова, скончавшегося в возрасте 21 года, можно назвать последовательным «любомудром». Для остальных «любомудрие» стало лишь одним из этапов духовной эволюции, хоть и очень важным.

В. Одоевский, оттолкнувшись от немецкого идеализма, в дальнейшем пережил увлечение мистицизмом, затем разочарование им. Бывший председатель «Общества любомудрия» в последний период своей жизни пришел к эмпиризму и реализму. Он признал ценность европейского естествознания, по своим философским взглядам приблизился к индуктивной метафизике.

Многие любомудры, вооружившись трактовкой истории как науки «самопознания» человечества Шеллинга, естественным образом обращались к национальным корням. И.В. Киреевский и А.С. Хомяков в 1830-1850 гг. стали основателями и главными идеологами славянофильства. Позже к славянофильству пришел и Кошелев.

Дата последнего обновления статьи: 13.10.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot