Трагедия – это драматический жанр, который основывается на трагическом конфликте.
Основные темы трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта»
В литературоведении мало достоверных сведений об истории создания У. Шекспиром трагедии «Ромео и Джульетта». Известно только, что сюжет и имена герой в литературе уже фигурировали, но именно в трагедии Шекспира они получили гениальное воплощение.
Временем написания трагедии считается 1594-1595 гг. В 1957 году трагедия была впервые опубликована. Сюжет, повествующий о любви молодых людей из враждующих семей, был еще у Овидия. Считается, что основой для трагедии Шекспира послужила поэма А. Брука «Трагическая история Ромеуса и Джульетты».
Подобный сюжет существовал в мировой литературе и до, и после создания Шекспиром своей трагедии. И по сей день в искусстве появляется множество вариаций этого сюжета. Вероятно, что история, произошедшая с Ромео и Джульеттой, случилась в реальности и сохранилась, как легенда.
За основу повествования Шекспир взял только фабулу произведения Брука. В пьесе Уильяма Шекспира описывается пять дней из жизни влюбленных. Действие в произведении Брука длится 9 месяцев. Шекспир изменил время года, добавил несколько сцен, пересмотрел существенные детали. Трагедия Шекспира не является ни копией какого-либо другого произведения, ни пародией на него. «Ромео и Джульетта» оригинальная, самобытная пьеса.
Смысл произведения раскрывается стремительно, уже в первом действии. Шекспир говорит о том, что жизнь человека полноценна лишь тогда, когда у него есть выбор. Все произведение пронизано темой любви. Любовь в трагедии Шекспира раскрывается разносторонне:
- Любовь к жизни;
- Любовь матери;
- Страсть;
- Любовь и брак;
- Семейная любовь;
- Безответная любовь.
В общей канве произведения сильны проблемы мести, гнева и непрощения. Они идут рядом с любовью и смертью.
Главная идея произведения – утверждение права человека на свободный выбор в любви. Пьеса учит бороться за свои чувства, ведь именно в них заключается смысл человеческой жизни. Если в земной жизни влюбленным не суждено быть вместе, они решили умереть вместе. Мораль и нравы общества, современного У. Шекспиру, держались именно на таких ценностях.
Критики считают, что одной из главных тем трагедии является тема богоборчества: тайное венчание, попытки обмануть судьбу со стороны священнослужителя, месть и убийства, Ромео на маскараде в костюме монаха.
Торжество любви в трагедии «Ромео и Джульетта»
Трагедия «Ромео и Джульетта» относится к первому этапу творчества У. Шекспира. В этот период драматург пишет в основном лирические комедии. А в двух трагедиях, несмотря на множество мрачных сцен, все же побеждает светлая сторона, торжествует справедливость и честь. Главные герои пьесы – Ромео и Джульетта, представители двух враждующих семей. Они молоды, чисты сердцем и живут ощущением радости бытия и безграничного счастливого чувства. В этот период творчества Шекспира оптимизм писателя сильнее корыстолюбия и человеконенавистничества.
Основным лейтмотивом произведения является развенчивание мира феодальных отношений. Этот мир враждебен человеку, ведь он искажает естественные человеческие чувства. Вражда Монтекки и Капулетти, от которой страдает весь город, делает общее существование нетерпимым. Эта вражда, кроме того, выглядит как фикция защиты семейной чести, которую защищают оба лагеря. Возможно, это конфликт когда-то имел реальное основание, однако память о нем давно исчезла. Вражда – пережиток прошлого, но все еще мешает утверждению нового порядка и новой морали.
Так в трагедии сталкиваются две силы:
- Дух феодальной жестокости, кровной мести;
- Принципы гармонии и любви грядущей эпохи Ренессанса.
«Ромео и Джульетта» - это один из самых выдающихся гимнов любви. Юноша и девушка полюбили друг друга. И эта любовь настолько сильна, что не признает никаких преград, даже если препятствие – это воля родителей. Их любовь обогащает душу. Шекспир поэтически показывает рождение и развитие этого высокого чувства.
Любовь меняет героев. Ромео становится терпеливым. Лишь когда Тибальт набрасывается на Меркуцио, Ромео хватается за оружие. Джульетта откровенна и непосредственна, ее чувства еще не проснулись. Полюбив Ромео, героиня начинает разбираться в человеческих взаимоотношениях. Некоторое время назад она была готова, по совету родителей, присмотреться к Парису и возможно, даже вышла бы за него замуж и даже была бы с ним счастлива, но она предпочитает умереть, чем связать жизнь с нелюбимым. Джульетта первой затевает разговор о браке. В словах героини, обращенных к Ромео, чувствует достоинство любящей женщины и душевная зрелость.
А то, что героине всего тринадцать лет, доказывает, что большая любовь доступна и юным душам. Преданность любимому, решительность, вера в Ромео и гордое осознание своей правоты делают Джульетту ярким символом любви.
Влюбленные борются за право выбора в любви, но они окружены враждой – слепой, ненавистной, бессмысленной и жестокой. С той же решительностью, с какой героиня пьет предложенное монахом Лоренцо снотворное, она берется и за кинжал. Джульетта уверена, что Ромео наложил на себя руки, не пережив ее смерти, и она захотела разделить с ним его судьбу. Едва лишь испытав счастье любви, которую она взлелеяла в своем сердце и о которой всегда мечтала, Джульетта погибает. Для нее жизнь без возлюбленного не имеет смысла.
Любовь Ромео и Джульетты – это чистое, безудержное, героическое чувство. Этой любви суждено продлиться всего несколько дней, но она противостоит старой средневековой закостенелости Монтекки и Капулетти. Любовь Ромео и Джульетты – это борьба за свободную жизнь, за право любить. Трагическая гибель героев примирила враждующие семьи, однако цена этому слишком велика.