Дилогия — это совокупность двух произведений, прозаических или драматических, связанных между собой общностью сюжета, персонажей и т. д.
Историческая дилогия Г. Манна о Генрихе IV
Сближение Г. Манна с идеями социализма и переход писателя на позиции революционного демократизма оказали положительное влияние на его творчество. Свидетельством этому является историческая дилогия о короле Генрихе IV:
- «Юность короля Генриха IV»,
- «Зрелость короля Генриха IV».
В этих роман писатель впервые сумел создать образ героя-борца, стремящегося к осуществлению великих идеалов. Сам автор в обращении к читателям отмечал, что герой его дилогии относится к числу тех, кто защищает свои цели с мечом в руке, и никакие разочарования, сопротивление не могут его сломить.
Действие произведения происходит в одну из самых драматических эпох французской истории, во время жесточайших, кровавых религиозных войн гугенотов и католиков в XVI веке. Но обращение писателя к исторической тематике вовсе не означало ухода от актуальных проблем современности.
Генрих Манн разносторонне и с большой правдивостью воспроизводит Францию XVI века, изображая жизнь разных слоев общества. Манн не модернизирует прошлое. Перед читателем встает мрачная, кровавая эпоха дворцовых интриг, заговоров, убийств и социальных потрясений.
Образ Генриха IV
Самым значительным художественным достижением этого произведения является положительный образ молодого короля Генриха IV. Созданный писателем образ короля свидетельствует о величайшем изобразительном таланте автора. Манн описывает в первой части дилогии развитие своего героя, начиная с детских лет и до момента, когда он собрал под свои знамена лучшие силы Франции и готов завершить гражданскую войну. Во второй части дилогии писатель изображает окончательную победу Генриха IV.
Образ главного героя изображен автором любовно и с большой творческой силой. В образе Генриха IV выражено все богатство творческого таланта Г. Манна. Зрелость, достигнутая писателем, помогает ему создать положительный образ героя. Но при этом, при всей положительности, герой дилогии Манна не производит схематического впечатления и не превращается в марионетку, которая провозглашает идеи автора. В этом случае большой талант Г. Манна заключается в первую очередь в том, что он сумел создать живой образ главного героя, исходя из его положительных качеств. Положительные герои других писателей часто страдают тем, что их положительные качества слишком абстрактны и общи. Они «оживляются» посредством художественного, жизненного изображения их слабостей и ошибок. Г. Манн, напротив, сумел изобразить положительного героя полным жизни. Конечно, писатель показывает, и довольно подробно, человеческие слабости своего персонажа. Однако все эти слабости бледнеют рядом с его положительными интеллектуальными и моральными качествами. Большое мастерство Г. Манна проявляется в том, что этим положительным качествам, например, храбрости, уму, он придает чисто индивидуальный, личный отпечаток.
Так в немецкой литературе впервые появляется положительный образ народного героя, вождя, сумевшего благодаря своим личным качествам и достоинствам возглавить большое народное движение, обеспечить ему победу. Образ такого героя в условиях антифашистской борьбы имеет большое политическое значение. Многие антифашистские писатели удачно разоблачали демагогический, лживый культ Гитлера, созданный национал-социалистской публицистикой, они высмеивали его, используя сатирические методы.
Генрих Манн стал первым среди антифашистских писателей, кто сумел создать действительно положительный образ народного вождя. Значительное политическое значение имеет художественная полнота этого образа и в наше время. С помощью этого образа удается разоблачить лживость фашистской пропаганды. Кроме того, этот образ является художественно-действенным выявлением стремлений немецких народных масс.
Недостатки биографической формы дилогии
Дилогия Генриха Манна – это, в основном, биография его героя. Такая форма предопределяет как высокие качества, так и недостатки этого произведения, обусловленные современностью. Г. Манн сумел сблизить читателя со своим героем, заинтересовать его развитием. Писатель с удивительной психологической тонкостью описывает тяжелые годы, которые Генрих IV проводит при дворе Катерины Медичи. Читатель вместе с героем переживает все ужасы Варфоломеевской ночи, спасение молодого Генриха Наваррского от смерти, унижения, которые он переносит во дворе. Писатель показывает внешнее приспособление героя к французскому двору при помощи хитрости, многочисленные попытки бегства, не увенчавшиеся успехом. Наконец, читатель видит, как герой соединяется со своими друзьями-протестантами. После этого писатель очень подробно описывает успех Генриха Наваррского в гражданской войне.
Однако выбор биографической формы романа обусловил его слабости, главная из которых состоит в том, что писатель слишком скупо изображает жизнь народа. Ввиду того, что все события сконцентрированы вокруг биографии главного героя, народ в романе фигурирует лишь постольку, поскольку соприкасается с героем. Поэтому люди из народа являются эпизодическими фигурами, а их связь с героем в большинстве случаев носит анекдотический характер. Такой метод не позволяет показать всю динамику великих народных движений той эпохи. Писатель о них рассказывает очень кратко и поэтому несколько абстрактно. В то время как развитие героя читатель переживает во всей его жизненности и движении, факты народной жизни принимаются к сведению лишь как голые факты.
С этой слабостью связано и то, что исторические противники Генриха IV изображен крайне скупо. Катерина Медичи в романе кажется воплощением злого начала, а ее выдающиеся способности как политического деятеля не выявляются совсем.
Но самая большая историческая ошибка дилогии состоит в том, что Г. Манн изображает устремления героя как его индивидуальное, личное дело, как результат его индивидуального развития, забывая при этом о роли Катерины Медичи.