Риторика – это искусство говорить красиво, убедительно и правильно
Понятие риторики
Поэтика и риторика в эпоху античности были суверенными сферами знания. Поэтика представляла искусство поэтической речи, а риторика – ораторской.
В 19 веке, после возникновения научной филологии (лингвистики и литературоведения), а затем отделения в 20 веке от филологии семиотики и возрождения риторики на семиотическом фундаменте уже в современном качестве ситуация изменилась. Современная риторика является общей теорией высказываний как коммуникативного взаимодействия людей.
Риторика призвана изучать причины недопонимания между людьми и находить средства, предупреждающие и устраняющие барьеры и потери смысла в процессе коммуникации.
Здесь текст рассматривается в качестве нового тела дискурса, который, с свою очередь, трактуется как событие коммуникации, разворачивающееся между референтом, субъектом и адресатом высказывания. Задачей дискурсного анализа текста является определение того, как при этом речевой акт осуществляется. С этой стороны неориторика не без оснований претендует на роль базовой дисциплины методологического характера для всех гуманитарных наук, каким-либо образом имеющих дело с текстами разного рода высказываний.
Классическая риторика, ее еще называют античной – это учение об искусстве слова, которое возникло в Древней Греции в период античной демократии и получило развитие в республиканском Риме.
В классической риторике заложены основы риторической теории и красноречия. До нас риторическое учение Древней Греции дошло в виде образцов речей таких прославленных ораторов как Лисий, Демосфен, Перикл, Сократ и теоретических работ, книг для обучения искусству риторики, написанных Аристотелем, Платоном, Горгием. Развитие ораторского мастерства происходило на фоне древнегреческой литературы 6-3 вв. до н.э., а также философией, связанной с именами Аристотеля, Платона и Сократа.
Риторика с самого начала развивалась и как наука, и как искусство. В риторических школах обучали мальчиков с 7 лет до 21 года. Преподавались логика, философия, математика, литература, язык, риторика, которая была ведущим предметом. Первые риторические трактаты были написаны именно возглавлявшими риторические школы ораторами. Первым оратором принято считать Горгия, философа-софиста. Труды Горгия до нашего времени дошли не полностью. Философ известен по диалогу «Горгий» Платона, в котором изложены научные взгляды этого ритора. Горгий странствовал, преподавая риторику и сочиняя речи для дельфийских и олимпийских празднеств.
Риторика в эллинской традиции расценивалась как наука убеждать мастерством речи, словом. Согласно мнению риторов-эллинов, риторика имеет триединую основу: мудрость (истина), нравственность, артистизм. Также высоко ценились культура, образованность, талант оратора.
Классическая риторика делилась на пять частей:
- Инвенция – подготовка содержания речи;
- Композиция или диспозиция – расположение;
- Элокуция и орнамента – выражение и украшение. Орнамента, являющаяся самой объемной частью, впоследствии стала играть ведущую роль (выбор средств языка, поэтика, стили, культура речи);
- Мемориа – тренировка памяти, запоминание составленного текста;
- Исполнение, или акция – безупречное мастерство устной речи, жесты, умение держаться и т. д.
Риторика и повествование
Традиционная для отечественного литературоведения традиционная корнями восходит корнями к теории словесности 20 века. Она, в свою очередь, основывается на учении о таких формах построения речи, как описание, повествование, рассуждение, разработанное классической риторикой. Позднее вместо понятия «рассуждение» стало использоваться понятие «характеристика».
В тот же период по влиянием М. М. Бахтина сформировалось резкое противопоставление речи, которая изображает предмет и прямой речи персонажа, являющейся предметом изображения. В результате этого вся совокупность высказываний, которые в широком смысле имеют изобразительные задачи, стали называть «повествованием», а характеристика и описание стали его составными элементами, хотя ранее они были равноправными. Термин «повествование» перестал обозначать какую-либо определенную структуру и соотноситься с каким-либо отдельно взятым. Например, А. П. Чудаков придерживается мнения, что повествователем (рассказчиком) излагаются не только «события», но и «характеристики». Согласно мнению В. А. Сапогова, повествование – это изображение событий и действий во времени, рассуждение, описание, несобственно-прямая речь героев. Сам термин никак не оговаривается ни отечественными, ни зарубежными авторами работ, посвященных классификации типов повествования. Это еще раз свидетельствует об отсутствии какого-либо строго определенного понятия термина «повествование».
По классическому определению Ж. Женетта, наррация – это порождающий повествовательный акт, без которого не может быть повествовательного высказывания, а иногда и повествовательного содержания.
Наррация не составляет специфику литературных жанров, соответственно, нарратология не может быть сведена к аспекту поэтики, в которой повествование рассматривается как одна из композиционных форм литературно-художественного текста. Любой речевой жанр, по мнению Бахтина, является типической формой высказывания, соответствующей типическим ситуациям речевого общения – по композиции, теме, стилю. Рикер утверждает, что история не способна порвать связь с рассказом, при этом не растеряв свой исторический характер. Поэтому отстранение нарратологии от поэтики повествования или поэтики сюжета и сведение ее к тому или другому не может быть продуктивным. Литература повествования, входящая в состав нарратологии, не утрачивает свою специфику и актуальность, а скорее, наоборот, открывает перед исследователями и перед современной риторикой новые эвристические возможности.