Поэтика – это наука, изучающая строение литературных произведений и систему используемых в них эстетических средств.
Понятие поэтики
Слово «поэтика» в переводе с греческого означает «поэтическое искусство». Термин поэтика имеет три основных определения, которые связаны между собой логически и исторически:
- Поэтика – это свод правил, по которым должно быть построено литературное произведение;
- Поэтика – это художественная система писателя, литературной эпохи, какого-либо отдельного литературного жанра в определенные этапы его развития, конкретного литературного произведения.
- Поэтика – это раздел науки.
Поэтики в первом значении называют нормативными, так как они предписывают нормы, подлежащие обязательному выполнению.
Такие поэтики отражают и закрепляют творческие принципы конкретных литературных направлений и течений. Например, «Поэтическое искусство» Н. Буало связано с установками классицизма. Работа Буало – это своего рода инструкция, которая разъясняет, как должно быть написано классицистическое произведение.
Если рассматривать поэтику во втором значении, то здесь, например, речь может идти о «поэтике Гоголя», «поэтике Войны и мира», «поэтике ренессансной новеллы», «поэтике русского символизма» и т.д. Художественная система не всегда может быть рассудочно осознана направлением или писателем, она всегда объективно существует, а значит, поддается научному изучению.
Поэтика как раздел науки существует в истории литературы и теории литературы.
В научных работах исторический и теоретический аспекты тесно связаны.
Связь перечисленных трех значений термина «поэтика» может быть продемонстрирована на примере тракта Аристотеля «Об искусстве поэзии», написанного в 4 в. до н.э. Этот трактат часто называют просто «Поэтика». Работа Аристотеля – это и свод творческих норм, и изучение художественной системы литературы Древней Греции, и одна из первых дошедших до нас теоретических трактовок своеобразия литературы.
Научная поэтика изучает специфику литературы, то есть занимается осознанием, описанием того, что характерно только литературе, того, что ее отличает от остальных сфер духовной жизни. В каждой отдельной художественной работе поэтика стремится выделить неповторимые, особенные черты. Специфика литературы в целом, и отдельных ее явлений, раскрывается через сложные внутренние связи.
Поэтика отвечает на множество вопросов, например, о соотношении сюжетно-композиционного своеобразия с особенностями стиля, о связи жанра произведения со стихотворным размером, о соотношении интонации с образным строем и т.д.
Выводы поэтики способствуют постижению художественного произведения, творчества писателя и литературы в целом. Например, для того, что слушать и воспринимать музыку, совсем не обязательно знание нотной грамоты. Однако человек, знающий ее, чувствует музыку гораздо полнее, его восприятие усиливается благодаря пониманию внутренних тонкостей и важных оттенков музыкального искусства. Так же читатель, знающий законы жанра, композиции, стиля, осведомленный в системах строфики и метрики, фигурах и тропов, более полно ощущает внутренне богатство литературного произведения и может извлечь из него гораздо больше духовно-эмоциональной энергии.
По определению В. М. Жирмунского, научная поэтика, «опираясь на непосредственное художественное впечатление, вскрывает те приемы, которые такое впечатление создают». То есть, она позволяет объективно проверить собственные читательские ощущения, настроить свои чувства и мысли именно на это произведение, этого писателя, этой художественной эпохи.
Поэтика способствует правильному пониманию произведения, дает ключ к его верной оценке и критической интерпретации.
В некоторых случаях внутри поэтики еще выделяют стилистику как науку о художественной речи.
Стилистика – это отрасль, которая граничит с языкознанием. Для филологической науки последнего времени характерным является сближение общей поэтики со стилистикой.
Структура поэтики
Поэтика состоит из общей, исторической и описательной поэтики.
Общая поэтика исследует художественные средства и законы построения произведения.
Описательная поэтика занимается описанием структуры конкретно взятых произведений отдельных авторов либо целых периодов.
Историческая поэтика изучает развитие литературно-художественных средств. Поэтика при более широком понимании совпадает с теорией литературы. При узком понимании она совпадает с исследованием художественной речи или поэтического языка.
Общая поэтика занимается исследованием возможных способов художественного воплощения авторского замысла и законов сочетания разных способов в зависимости от литературного жанра, вида и рода. Художественные средства могут классифицироваться по различным уровням, которые располагаются между замыслом – высшим уровнем и конечным его воплощением в словесной ткани.
Целью описательно поэтики является воссоздание пути от авторского замысла к окончательному тексту, пройдя который исследователь сможет полностью понять замысел писателя. При этом разные части и уровни произведения рассматриваются как целое.
Историческая поэтика занимается изучением развития как отдельных художественных приемов (рифмы, метафоры, эпитеты и т.д.), так и целых систем таких категорий и приемов, которые были свойственны той или иной эпохе.
Общая поэтика состоит из трех областей, изучающих соответственно словесное, звуковое и образное строение текста.
Частная поэтика описывает литературное произведение в описанных аспектах, что позволяет сформировать «модель» – индивидуальную систему эстетических действенных свойств произведения.
Историческая поэтика исследует эволюцию отдельных поэтических приемов и их систем при помощи сравнительно-исторического литературоведения, выявляет общие черты поэтических систем разных культур и сводит их либо генетически к единому источнику, либо типологически к универсальным закономерностям человеческого сознания.