Контраст в литературе – это художественный прием создания образов, который основывается на резком противопоставлении друг другу событий, явлений, характеров, персон.
Рок в судьбе героев романа «Собор Парижской Богоматери»
«Собор Парижской Богоматери» В. Гюго – это первый крупный исторический роман, в котором отражается картина средневековой Франции 15 века. Автор в предисловии пишет, что создание произведения связано с надписью на стене собора («рок-судьба»). Писатель считает, что существует несколько проявлений рока:
- Рок закона;
- Рок догмы;
- Рок природы.
В романе «Собор Парижской Богоматери» речь идет о роке догмы. Слово «рок» выбрано писателем как ключевое. В. Гюго считал, что события современности являются закономерным результатом исторического процесса. Однако в романе нет реальных исторических событий, кроме эпизода приезда послов. Исторические персонажи романа - кардинал Бурбонский и Людвиг XIII, оттеснены на второй план. Но ни одно из имен второстепенных персонажей не выдумано писателем, все взяты из старинных источников, в том числе и Пьер Гренгуар.
В центре романа три главных героя:
- Квазимодо,
- Клод Фролло,
- Эсмеральда.
Каждый из героев является жертвой рока догмы. Клод Фролло – образованный человек, он подбирает Квазимодо, растит его как собственного сына, но тяготеющий над ним рок догмы заставляет его видеть в женщине и в ее танце лишь дьявольское и греховное.
Квазимодо оказывается жертвой суеверия. Его преследует толпа, и он ее жертва.
В романе роковой является и любовь, которая толкает героев на самые неожиданные поступки и даже на убийство. Квазимодо во имя своей любви убивает Фролло, Клод из-за любви к Эсмеральде забывает высшие ценности. Эсмеральда погибает от любви к Фебу. Она ждет от него, что он за нее заступится, спасет. Но он ей не помогает, любовь Феба показная.
Контраст в изображении героев романа
Основу характеров героев составляет контраст между внешней и внутренней стороной героев. В каждом из характеров ярко выражается какая-то одна черта. Например, внешне прекрасный Феб оказывается пустым внутри. Феб – воплощение светского общества. Квазимодо, внешне уродливый, оказывается самым высоконравственным героем, готовым на самопожертвование во имя любви.
Эсмеральда прекрасна и внешне, и внутренне. Она помогает Квазимодо, но оценить его любовь она не смогла. Романтическая любовь Эсмеральды к Фебу противопоставляется любви Клода к Эсмеральде.
В романе черты романтизма появляются в резком противопоставлении положительных и отрицательных героев, в несоответствии внутреннего и внешнего.
Важное место в романе занимает собор, который является композиционным центром, с которым так или иначе связаны все события. Образ собора является гротескным. С одной стороны, собор, построенный в разных стилях, вдохновляет автора. С другой стороны, собор отнимает свободу духа у всех, кто соприкасается с ним.
Особое внимание писатель уделяет описаниям, подробно описывает местный колорит и одежду героев.
Гюго использует метафоры, сравнения и антитезы. В романе контрастны композиция и стиль: ироническая торжественность судебных заседаний сменяется юмором толпы на празднике.
В понимании В. Гюго народ является не пассивной массой, а грозной силой. В его слепой активности пробиваются идеи справедливости.
Произведение создавалось во время Июльской революции. Как и всех романтиков, В. Гюго привлекали национальные сюжеты и история родной страны. В романе он приводит идеалистическую точку зрения на историю, позволяющая поверить вечные человеческие законы: борьбу добра и зла, любви и ненависти, справедливости и несправедливости.
Главным стержнем произведения является любовь Фролло и Квазимодо к цыганке Эсмеральде. Но любовь у Клода Фролло принимает форму зла, а для Квазимодо она становится смыслом жизни.
Писатель изображает героев по принципу контраста: уродство Квазимодо оттеняется красотой Эсмеральды. Именно в образе горбуна наиболее ярко выражается художественный прием гротеска. Люди ненавидят Квазимодо за его уродство, а он им платит за это озлоблением. Никто, даже Эсмеральда не может разглядеть его нежную, красивую душу. Своими душевными качествами Квазимодо противостоит Клоду Фролло и Фебу.
Главная антитеза романа «Собор Парижской Богоматери»
В любой исторической эпохе В. Гюго различает борьбу двух нравственных начал. Роман «Собор Парижской Богоматери» построен на антитезах, в которых отражаются конфликты переходной эпохи. Главной антитезой произведения является мир добра и мир зла, мир угнетателей и мир угнетенных. Бастилия – пристанище коварного, кровавого тирана, дом Гонделорье – обиталище изящных, но бесчеловечных кавалеров и дам. С другой стороны – трущобы «Двора чудес» и парижские площади, где живут обездоленные.
В романе драматический конфликт строится не на борьбе феодалов и королевской власти, а на отношениях народных героев и угнетателей. Высокая человечность, душевное величие присущи только отверженным людям из самых низов общества. И именно они оказываются подлинными героями романа. Эсмеральда – символ нравственной красоты народа, а безобразный и глухой Квазимодо – олицетворение уродливой социальной судьбы угнетенных.
В творчестве и миропонимании В. Гюго своеобразно преломляются романтическое чувство историзма и противоречие между действительностью и идеалом. Писатель видит жизнь полной диссонансов и конфликтов, потому что в не непрерывно идет борьба добра и зла. Контрасты позволяют писателю передать эту борьбу. Еще в «Предисловии к «Кромвелю» В. Гюго провозглашает своей главный художественный принцип – принцип контрастов. Гюго противопоставляет образ прекрасного и уродливого, независимо от того, рисует он душу человека, картины природы или жизнь человечества. Через все творчество писателя проходят образы борьбы народов против деспотов, образы крушения цивилизаций, картины несправедливости, бедствий и страданий.