Петраркизм – это основное течение в итальянской поэзии 16 века, которое получило распространение в других европейских странах. Обычно рассматривается как разновидность маньеризма.
Тема любви в творчестве У. Шекспира
Тема любви является центральной темой комедий У. Шекспира. Сюжет практически каждой комедии можно свести к следующее формуле: влюбленные преодолевают все препятствия и приходят к счастью. Драматург рассматривает тему любви с гуманистических позиций. Гуманисты считали любовь высшим выражением человеческой личности в лучших ее порывах. В основе ренессансной эпики лежит философская идея любви. Становление гуманистической концепции любви произошло в процессе пересмотра рыцарского кодекса нравственности. Многое гуманистами было заимствовано из рыцарского идеала любви. Но со временем стала обнаруживаться формальность и ограниченность рыцарского любовного ритуала, в котором свобода чувства оказывалась скованной рамками строгих правил 16 века. Это способствовало появлению множества пародий на рыцарский обряд.
В английской литературе 16 века проблема любви связана с отношением к рыцарскому идеалу. Причем в той форме, которую он приобрел в лирике петраркистов.
Первые комедии У. Шекспира проникнуты абсолютным доверием к условному идеалу. Герой комедии «Два веронца» Валентин является образцом петраркистского влюбленного. В поведении Валентина прослеживаются все стадии любви, которые предусматривались этикетом. Молодой человек с первого взгляда влюбляется в Сильвию. Он перестает есть и пить, вздыхает, плачет, слушает пение соловья в лесу. Герой выглядит беспомощным, наивным, даже немного смешным. Но писатель относится к нему серьезно. Валентин, любя всем сердцем, готов отдать возлюбленную обманщику Протею, так как по предписанной ритуалом традиции он ставит дружбу превыше всего. Конфликт дружбы и любви является постоянной темой литературы той эпохи. И по принятому обычаю этот конфликт должен быть разрешен в пользу дружбы. Именно так и происходит в комедии «Два веронца». Но уже здесь наметились черты нового взгляда на взаимоотношения между людьми. Драматург скоро отходит от формальных правил куртуазной любви. Исполняя волю Бетариче, Бенедикт вызывает своего друга Клавдио на дуэль. Бенедикт ставит любовь превыше дружбы, так как справедливость на стороне Беатриче. Писатель подходит к этому вопросу не догматически и формально, как это было в рыцарской литературе, а с гуманистических позиций.
У Шекспира концепция любви философична. В любви раскрываются самые лучшие свойства человека, торжествует естественное, природное. Любовь свободна от практических интересов:
- Любовь уравнивает людей разных сословий, как в комедии «Конец делу венец»;
- Любовь пробуждает в человеке способность к самопожертвованию во имя счастья другого человека («Двенадцатая ночь»);
- Любовь преображает людей. В комедии «Как вам это понравится» злодей Оливер меняется под влиянием вспыхнувших чувств к Селии.
Любовь в произведениях Шекспира является источником и драматических переживаний, и веселого смеха. Драматург в своих комедиях показывает разное отношение к любви, начиная с платонического пиетета и заканчивая фарсовым скептицизмом. Роль фарсового начала с плебейской иронией к куртуазной романтике возрастает от комедии к комедии. Но Шекспир не становится на точку зрения циника, который в любви видит лишь половое желание. В комедиях Шекспира практически не встречается любовь подобного рода. Если же фарсовый герой влюбляется, он подражает рыцарскому ритуалу и бессознательно пародирует его, как, например, Армадо в комедии «Бесплодные усилия любви».
Шекспир от фарсового взгляда на любовь берет лишь народную критику условностей рыцарского этикета. В итоге разнообразные позиции приводят к единой гуманистической позиции. Драматург восхищается высокими чувствами своих героев и одновременно высказывает ироническое отношение к их часто преувеличенной сентиментальности. Реальное и идеальное в комедиях Шекспира живут бок о бок, сливаются воедино в образах женщин – властительниц мира комедии. Женщины не только так же романтичны, как их возлюбленные, они остроумны и решительны. Например, Розалинда высмеивает любовные излияния Орландо, но при этом горячо его любит. Она отвергает искусственность любовного ритуала и утверждает красоту естественного чувства.
Тема любви в комедии «Двенадцатая ночь»
Комедия «Двенадцатая ночь» по праву считается одной из лучших в творчестве У. Шекспира. Произведение написано в конце первого оптимистического периода творчества драматурга (1600 год). В центре пьесы – изображение прихотливости и субъективности любовного чувства, которое Шекспир показывает как присущее свободным натурам естественное природное начало. Конфликт пьесы выражается в столкновении сильного чувства любви с обстоятельствами. А комический эффект произведения достигается благодаря изображению различных препятствий, мешающих главным героям, однако эти препятствия оказываются иллюзорными.
Любовь в изображении Шекспира – очень прихотливое чувство, имеющее различные варианты. Часто любовь возникает внезапно. Писатель показывает разные проявления любви, ведь каждый из персонажей любит по-своему. Так, герцог Орсино ощущает потребность быть влюбленным, и потому он придумывает любовь, выбрав подходящую кандидатуру из ближайшего окружения. Такой кандидатурой оказывается юная дочь графа красавица Оливия. Герой убежден, что он страстно любит Оливию, но при этом ведет себя пассивно и даже объяснение с девушкой поручает придворным. Герцог жаждет испытать настоящее сильное чувство, но ничего для этого не делает.
Оливия, в отличие от герцога Орсино, активна, решительна и нетерпелива. Ее любовь к молодому пажу Цезарио вспыхивает неожиданно, но она не теряет ощущения объективности, не предается любованию своими переживаниями, предпочитая действовать. Оливия отказывается от добровольного отречения от радостей жизни, в которое героиня погрузилась после смерти отца и брата. Затем она признается Цезарио (переодетой Виоле) в своих чувствах, пытается добиться от него взаимности. Этот поступок Оливии весьма смелый. Брат-близнец Виолы Себастьян, принимаемый многими за Цезарио, сразу отвечает на чувство девушки взаимностью, хоть поведение графини его и удивляет, даже смущает. Но Себастьян понимает, что таким подарком судьбы пренебрегать недопустимо.
Шекспир через тему любви утверждает главную идею гуманистов: человек ценен сам по себе, независимо от социального положения, титула и богатства. Значение имеют только его душевные качества.