Доппельгангер — это двойник человека, который появляется как темная сторона личности, антитеза ангелу-хранителю.
Мотив двойничества в творчестве Э. По
В сюжетах многих новелл Э. По используется мотив двойничества – у персонажа возникает двойник, предопределяющий течение его жизни и являющийся причиной его бедствий. Обычно писатель называет соответствующую новеллу по имени главного героя, например:
- «Лигейя»,
- «Морелла»,
- «Вильям Вильсон».
В литературе образ двойника имеет большую историю. Идея двойника человека сама по себе использовалась еще в фольклоре. Например, герой одной из саг «Страшей Эдды» встречает своего двойника, при этом двойник не является его точной копией – это женщина верхом на волке. Как правило, встреча с двойником предсказывает смерть героя.
Э. По следует фольклорным традициям, но подвергает их определенным изменениям. В преданиях и сагах появление двойника является предвестием смерти героя, у По – ее следствием. Так, в новелле «Лигейя» возлюбленная главного героя умирает и вновь возвращается к нему после смерти его второй жены. В новеллах По, таким образом, предвещающий смерть двойник превращается в дойника, который приходит вместе со смертью.
Такой же мотив писатель использует в новелле «Морелла». В этом произведении не происходит такого драматического превращения одной покойной в другую. Здесь речь идет о дочери, удивительно похожей на свою мать. Но это сходство в какой-то момент становится по-настоящему пугающим. Новеллы «Лигейя» и «Морелла» обладают сюжетным сходством: в произведениях речь идет о сильной любви героя к образованной, мудрой женщине, с которой он связан духовным родством. И Лигейя, и Морелла предчувствуют свою смерть. Начитанность женщин при этом позволяет установить философские источники идей двойничества: пифагорейцы, Фихте, Локк, Шеллинг. И Морелла, и Лигейя увлечены мистикой, философией, интересуются идеей личностного тождества, которая освещается у перечисленных авторов.
В биографии самого писателя можно обнаружить истоки такого подхода к теме двойничества. Двоюродная сестра Э. По Вирджиния, которая стала его женой и рано скончалась от болезни, является прототипом Лигейи и Мореллы. Вирджинию, как и этих героинь, с поэтом связывало особое духовное взаимопонимание. По признавал, что Вирджиния – единственная женщина, с которой он может общаться. Образ Вирджинии отражается и в леди Мэдилэйн из произведения «Падение дома Ашеров».
Двойник как второе «Я»
В новелле «Вильям Вильсон» двойник совершенно иного рода. Это произведение было написано в 1839 году под впечатлением от времени обучения в Англии. Уже в самом названии новеллы просматривается идея двойничества.
Двойник возникает рядом с главным героем с самого начала и сопровождает его на протяжении всей жизни. В конце концов, двойник его губит. В этом случае автор обыгрывает бродячий сюжет двойников, которые представляют собой единое целое, и со смертью одного умирает и второй.
Этот же сюжет бы использован впоследствии О. Уайльдом в романе «Портрет Дориана Грея».
Двойник Вильсона родился в тот же день, обладает тем же именем. На первых порах сходство на этом исчерпывается. Но двойничество развивается, и культивируется уже сознательно. Двойник героя подражает Вильсону в манере, жестах, поведении. Он не обладает схожей внешностью, но всеми силами старается это восполнить. Двойник губит Вильсона, открыв людям его мошенничестве в игре. Убийство двойника приводит к смерти героя произведения. таким образом, сохраняется неразрывная связь двойника и смерти. Но в отличие от «Лигейи» и «Мореллы», в системе «Вильсон-Вильсон» два элемента. Двойничества Лигейи и Мореллы оказывается возможным лишь благодаря тому, что присутствует третий персонаж, от лица которого идет повествование о событиях. Сюжетообразующим началом оказывается именно любовь этого героя. и это обусловливает появление двойника: если бы мужья так не любили Мореллу и Лигейю, их двойники бы не появились. В новелле «Вильям Вильсон» двойничество основано на неприятии, ненависти, а не на любви. Двойничества здесь – это система двух полюсов, которые одновременно притягиваются и отталкиваются. Но здесь нет женщины, любовь которой к Вильсону вызывает появление двойника. Тем самым Э. По выстраивает систему «мужского» и «женского» двойничества. Так, двойники-женщины появляются на основе своей связи с мужчиной. А двойники-мужчины связаны лишь друг с другом. При этом обе модели приводят ко взаимоуничтожению двойников. Женщины сменяют друг друга, мужчины погибают одновременно. Таким образом, «женское» двойничество у Э. По – это даже скорее не двойничество, а возвращение из мертвых. На самом деле вторая Лигейя и вторая Морелла – это первая Лигейя и первая Морелла. Поэтому отец, хороня Мореллу-дочь, в склепе не находит Мореллы- матери. Вильсоны же погибают оба, так как являются не одним и тем же человеком, а разными людьми, неразрывно связанными друг с другом.
Эти мотивы получают развитие в новелле Э. По «Падение дома Ашеров».
В новелле «Вильям Вильсон» Э. По с помощью мистики описывает процесс деградации человеческой души, здесь двойник главного героя является его моралью и совестью. Важно то, что он в детские годы от него не отрекся, что является доказательством их связи. Но вечное желание поддаться соблазнам и дурной нрав взяли над героем верх. Однако в нем была и светлая сторона. Просто герой не мог ее сопоставить с самим собой, поэтому переместил в образ своего двойника. Доказательством этому является то, что двойник обличает героя, но тем самым он не только указывает на грехи, но и спасает от фатального исхода. Вильсон боится своего преследователя, то есть боится темная сторона его души, полностью завладевшая героем. Именно поэтому перед смертью в словах двойника слышится отчаяние. Двойник был надеждой главного героя, охранял его от самого себя.
Автор с помощью ярких образов показывает сознание человека. В нем есть надежда и порочность, они борются и сосуществуют, но по отдельности, вне этого сознания, эта борьба невозможна, ведь это может привести к гибели.