«Кобзарь» - это сборник поэтических произведений Т. Г Шевченко.
Т. Шевченко – художник
Тарас Григорьевич Шевченко родился в феврале 1814 года в селе Моринцах Киевской губернии в семье крепостного крестьянина и с раннего детства испытал все тяготы крепостного права. В семье было еще семеро детей. Детство Т.Г. Шевченко было тяжелым. В семье царствовала постоянная нужда. Мать Т. Шевченко умерла, когда ему было девять лет. отец женился на другой женщине. С появлением мачехи и без того безрадостная жизнь мальчика стала еще тяжелее. Отец постоянно ссорился с новой женой, а та вымещала злобу на его детях. В 1825 году умер и отец Т. Шевченко. Будущему поэту пришлось пойти в услужение – Т. Шевченко работал у сельского священника за право обучаться грамоте, был поваренком, пастухом, мальчиком на побегушках.
Еще в детстве у Шевченко обнаружился талант к рисованию. Первыми его учителями живописи стали деревенские дьячки-богомазы.
Шевченко очень любил музыку. Дед Иван часто рассказывал Тарасу о народном украинском восстании в 1768 году. Интерес к истории народа, к его языку и к жизни края, в котором прошло детство поэта, в дальнейшем определило важнейшую сторону таланта Шевченко.
В 1828 году Т. Шевченко месте с молодым барином П. Энгельгардтом переезжает в Киев, затем в Вильно, а в 1831 году – в Петербург. П. Энгельгардт был типичным деспотом-крепостником. Обязанностью Шевченко было «сохранять молчание и неподвижность» в углу передней, пока барин его не позовет.
В Вильно Т. Шевченко прошел обучение рисованию у настоящих художников. В этот же период он впервые столкнулся с национальной проблемой, что стало предпосылкой последующего создания концепции национального достоинства.
В 1829-1830 гг. в Вильно жил Ф. Лампи, известный художник-портретист, у которого дамы высшего света заказывали портреты. Жена П. Энгельгардта София решила воспользоваться столь удобным случаем и обучить собственного портретиста, поэтому Т. Шевченко было приказано ходить на лекции. Так Шевченко получил возможность обучиться основам изобразительного искусства под руководством всемирно прославленного мастера. Шевченко произвел на Лампи положительное впечатление, и художник перед своим отъездом поручил его Яну Рустему, профессору рисунка Виленского университета.
В Петербурге Т. Шевченко познакомился с В. Ширяевым, выпускником Арзамасской художественной школы А. Ступина. Мастерская Ширяева была художественно-декоративной мастерской, в которой изготовлялись трафареты, компоновались росписи плафонов и стен. Для орнаментов и арабесок, украшавших плафон Большого театра, рисунки делал Т. Шевченко. Кроме практики в прикладном искусстве, у Ширяева Т. Шевченко постигал историю искусства и пристрастился к художественному чтению. Он в свободное время копировал иллюстрации из книг, делал зарисовки в Летнем саду. Здесь Шевченко познакомился с И. Сошенко, который ввел его в круг своих друзей и знакомых, среди которых были К. Брюллов, В.А. Жуковский, А.Г. Венецианов. Новые знакомые оценили талант юноши. Несмотря на статус крепостного, Т. Шевченко позволяли посещать курсы художественных классов. Затем он поступил в Академию художеств и стал стипендиатом Общества поощрения художеств. Таким образом, Т. Шевченко, все еще будучи крепостным, вошел в художественные классы академического стиля.
В 1836 году К. Брюллов, лучший мастер жанровых картин в империи, возглавил профессуру Академии искусств. И. Сошенко стал учеником знаменитого профессора. Через Сошенко Брюллов познакомился с рисунками Т. Шевченко. В 1837 году Брюллов позволил Шевченко посещать свою художественную мастерскую.
Помещик долго не отпускал Шевченко, отказываясь даже от выкупа. 22 апреля 1838 года Брюллов с А. Венециановым, И. Сошенко, В. Жуковским и графом Виельгорским добились свободы для Шевченко. Это стало исполнением самой заветной мечты Тараса.
Т. Шевченко, любимый ученик Брюллова, добился выдающихся успехов в живописи. Самые известные картины Т. Шевченко:
- «Мальчик-нищий, дающий хлеб собаке»;
- «Цыганка-гадалка»;
- «Катерина»;
- «Автопортрет»;
- «Портрет неизвестного»;
- «Портрет П. Соколовского»;
- «Портрет Н. Лунина».
Поэтическая деятельность Т. Шевченко
В этот же период развивается и поэтический дар Т. Шевченко. В 1840 году вышел сборник его стихов «Кобзарь». В сборнике всего восемь стихотворений, но каждое из них – жемчужина поэтического искусств. Название сборника символично.
Кобзарь – это украинский народный певец, мудрость и совесть народа.
Небольшой сборник стал сенсационным литературным явлением. На книгу сразу обратили внимание рецензенты.
Т. Шевченко унаследовал вековые духовные ценности народа, а фольклор был для него источником вдохновения. Многое поэт воспринял от современной ему литературы, русского и украинского романтизма. Традиция обогатила творчество поэта, а время, в которое он жил, придало ему революционный пафос.
Поэт создал образ народа – вольнолюбивого, широкого душой. Т. Шевченко зримо воспроизводит обстановку, в которой живет герой. В стихах поэта живет природа и звучит песня. Его поэтический язык соединяет достижения украинского литературного языка, остроту и живость, афористичность народно-разговорной речи.
Н. Огарев, поэт, публицист и революционер, заметил, что Шевченко в русской литературе как свой и «стал для нее родным». По существенным линиям творчество поэта сближается с западноевропейской поэзией начала 19 века. Шевченко хорошо знал мировую литературу – и античность, и европейскую поэзию ново времени, так же он легко ориентировался в вопросах мировой живописи, музыки и театра.
В 1841 году была издана поэма Т. Шевечнко «Гайдамаки». В 1844 году вышло второе издание сборника «Кобзарь» и поэма «Гамалия».
В 1840-1845 годы на Украине начинаются крестьянские восстания. Эти события оказали большое влияние на Т. Шевченко. Поэт переходит к острым революционным сатирами и пишет поэмы «Сон» и «Кавказ». Поэма «Сон» стала шедевром мировой политической поэзии.