Сюжет произведения и его функции
Сюжет и конфликт – это основные категории литературоведческого анализа.
Сюжет и конфликт подчиняются изображению человека в динамике, развитии, человека как носителя определенной идеологии. Материальный мир находится в непрерывном движении, человек и общество – также, соответственно, в процессе создания литературного произведения писатель сталкивается с необходимостью перенесения этих перманентных трансформаций в художественное пространство, с необходимостью организовать художественное произведение таким образом, чтобы изображенное в произведении создавало конфликт живой жизни, чтобы сюжет, характеры, конфликт раскрывали людские судьбы эпохи, противоречия.
Под сюжетом в современных научных источниках понимается последовательность событий литературного произведения, «программа», которая формирует его композицию. Сюжет – это внутренне движение произведения.
В подлинных произведениях это внутренне движение вполне закономерно и неощутимо, оно определяет связь событий и характеров, способствует раскрытию характеров и основной идеи.
В основании сюжета – типичные темы, наиболее актуальные проблемы, которые существенно меняются на различных этапах развития литературного процесса.
Говоря о современных сюжетных линиях, следует отметить, что они появляются под влиянием реальности прошлого и настоящего столетий, которые сформировали ряд характерных ситуаций, которые ложатся в основу современных произведений. Предметом описания становятся раскулачивание, репрессии, гонения, террор – события, которые окрасили первые годы установления советской власти.
В то же время в прошлом столетии был найден и иной подход к пониманию трагедии современности. В частности, писатели все чаще обращаются к вечным проблемам добра и зла, мученичества, а также пробуждения русских людей от «бесовского кошмара» прошлого столетия. В центре внимания писателей все чаще оказываются образы праведников, которые поднимаются на высоту исповедничества.
Все чаще появляются сюжеты, связанные с богослужением, которое воспринимается как поиски смысла бытия.
Поиски смысла бытия как основа сюжетной линии произведения представлены и в мировой постмодернистской литературе. В них в центре внимания повествования оказывается современный человек, причем проблемы идентификации, самоидентификации не отделены от физиологической составляющей.
В качестве особенностей сюжетов современных произведений следует назвать:
- бессистемность действующих лиц, одновременная представленность в произведении точек зрения различных литературных персонажей, не только главного героя (героев);
- бесструктурность – отсутствие четкой, определенной структуры, последовательности основных структурных компонентов сюжетной линии.
Неразрывно связан с сюжетом конфликт.
Подходы к пониманию конфликта литературного произведения
В наиболее общем виде конфликт понимается как противоречие во взаимоотношениях между литературными персонажами, коллизия, противоборство между характерами, между персонажами и обстоятельствами или в самом характере, которое лежит в основании литературного произведения.
Конфликт – система противоречий, которые организуют художественное произведение в определенную борьбу литературных персонажей, социальных характеров, идей.
Конфликт может быть явным или латентным, выступать открыто и ясно или быть представленным имплицитно. Коллизия, конфликт, как правило, обычно составляет ядро темы, а разрешение коллизии является определяющим моментом художественной идеи.
Конфликт раскрывается в композиции, и сюжете. По своей сути, конфликт – центр темы художественного произведения, он подчиняет себе развитие сюжетной линии, определяет систему и поведения персонажей и т. д.
Классификация конфликтов
Традиционно в литературе выделяют четыре вида конфликтов:
- Физический, природный конфликт, при котором персонаж вступает в противоборство с силами природы, природными стихиями;
- Социальный конфликт, при котором персонаж вступает в противоборство с другими людьми или обществом в целом. Подобный конфликт чаще всего возникает между героями, которые владеют взаимоисключающими, противоположно направленными жизненными целями. Социальные конфликты широко освещали в русской литературе XIX столетия, когда писатели помещали своих героев в некую социальную среду, более того, среду, которая подчиняла себе личность, вызывала у личности протест. В качестве одной из разновидностей социального конфликта является конфликт между отдельными социальными и возрастными группами, в том числе, и конфликт «отцов и детей», который выступает по своей природе конфликтом, столкновением двух или больше мировоззрений;
- Внутренний, психологический конфликт, при котором желания личности вступают в противоборство с ее совестью;
- Провиденциальный конфликт, при котором человек вступает в противоборство с законами судьбы, детерминизмом человеческой жизни. Ярким примером подобного конфликта может выступать конфликт между гением зла Мефистофелем и гением познания Фаустом.
Вышеперечисленные типы конфликтов могут быть представлены в рамках одного произведения, формируя его сложность, многослойность. Важно добавить, что конфликты не всегда находят свое разрешение в коллизиях сюжетных линий.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что сюжет представляет собой одно из основных понятий литературоведческого анализа, очередность событий, поступков персонажей. Сюжет, система и поступки персонажей подчиняются отражению конфликта, который выступает идейной основой любого произведения. В основании конфликта – противоборство, противостояние с природой, обществом или высшими существами, а также противоборство человека с самим собой.