Психологизм в литературе – это углублённое изображение психических, душевных переживаний героев.
Диалог как форма проявления психологизма в романе С. Моэма «Узорный покров»
На создание книги «Узорный покров» С. Моэма подтолкнул научный интерес. В предисловии к произведению писатель рассказывает о работе над переводом текста Данте «Чистилище», где был эпизод о девушке Пии. Ее муж, заподозрив ее в измене, отправил ее в замок в Маремме в надежде на то, что ядовитые испарения, присутствующие в этой местности, избавят его от неверной жены. Писатель признавался, что этот эпизод почему-то поразил его воображение, и над строкой «Сиена породила меня, Маремма меня погубила» Моэм размышлял несколько дней подряд.
Роман Моэма повествует о любви, о становлении человеческой души, и психологизм играет в нем важную роль.
Проявлениями прямой формы психологизма являются:
- Диалог;
- Несобственно-прямая речь;
- Монолог;
- Сон.
Диалог в художественном произведении – яркий стилистический прием, который делает повествование живым, экспрессивным. Моэм использует эту форму речи для раскрытия характеров героев, отображения особенности их речи, того, как они взаимодействуют друг с другом. Диалог выполняет не только информационную и сюжетную функцию, часто он усиливает драматизм ситуации и передает напряжение конфликта, подчеркивает противоречие, которое лежит в основе разговора.
В «Узорном покрове» рассказывается история девушки Китти, которая по расчету выходит замуж за бактериолога Фейна. Отсутствие духовной близости с мужем толкает девушку на измену. Китти влюбляется в Чарльза Таунсенда. Фейн, узнав об измене жены, уезжает в китайский город, где бушует эпидемия холеры, и увозит с собой жену.
Сцена признания Китти в измене – пример напряженного и драматичного диалога. Уолтер рассказывает Китти о том, что им необходимо поехать в китайский город. Сначала Китти не поняла его мысль, но она почувствовала в его словах недосказанность. Китти поняла, что муж желает ее смерти и решила отказаться от этой поездки.
Из-за разбитого сердца Фейн груб и жесток с Китти, он в гневе, но держит его в себе, а маска равнодушия и холодности – защитная реакция.
Еще один пример диалога, наполненного психологизмом – разговор Китти и Чарльза перед отъездом Китти. Это диалог оказался значимым в судьбе Китти. В словах героини читается растерянность, она понимает, что ею воспользовались, поиграли, предали, что ни о каких глубоких чувствах здесь и речи нет. И на контрасте с ним автор показывает Таунсенда. Он хитрит, изворачивается, до последнего пытается сгладить углы конфликта и преподнести случившееся в выгодном для себе свете. Даже понимая, в каком положении находится Китти, Чарльз делает выбор в пользу своего благополучия. Речь Чарльза неуверенная, наполнена вводными словами (знаешь ли, конечно), частицами с эмоциональной окраской (уж, ли). Герой строит предложения через отрицания (не влюблен, не говорил, не хочется), это свидетельствует о его стремлении скорее закончить неприятный конфликт, о желании избежать ссоры и убедить Китти, что не произошло ничего катастрофического.
Монолог как форма проявления психологизма
Монолог – еще один способ изображения психологизма. Монолог может быть внешним и внутренним. Внешний монолог обращен к слушателю, внутренний монолог – это разговор с самим собой. Как правило, внешний монолог больше характерен для драматургии, где герой обращается к зрителю. В прозе тоже используется внешний монолог, например, когда герой наедине с собой рассуждает вслух. В прозе доминирующим является внутренний монолог. В романе Моэма есть пример внешнего монолога, когда монахиня делится с Китти воспоминаниями о дне, когда она решила уйти в монастырь, о своем страхе рассказать о принятом решении семье.
Еще один пример монолога – обращение Китти к умирающему мужу, ее мольба о прощении. В этом эпизоде писатель показывает, как ей важно получить прощение. Героиня осознает свой прежний эгоизм, свое равнодушие по отношению к мужу, расчет. Моэм раскрывает трагичность ситуации, в которой оказались супруги: двое людей, которые оказались в чужой стране, где вокруг бушует смерть, так и не сумели установить мир в своей семье.
Роль несобственно-прямой речи в изображении психологизма в романе С. Моэма
Следующая форма повествования, которая используется в романе – несобственно-прямая речь. Примером может служить сцена, где Китти признается мужу в том, что ждет ребенка. На момент этой сцены в героине уже произошли изменения. Китти стала сильнее, терпимее, мудрее, взрослее. Моэм с помощью несобственно-прямой речи передает сложность положения Китти, ее эмоции ожидания, надежду на принятие и прощение. Неожиданно возникший образ мертвого нищего становится особенно значимым – он ассоциируется у героини с забытым существованием, с ее страхом потерять то, что у нее есть, ведь в этом городе ее жизнь изменилась. Здесь писатель показывает не только работу сознания героя, но и его подсознания. Риторические вопросы и хаос мыслей описывают состояние Китти перед тем судьбоносным выбором, который ей предстоит сделать.
Форма несобственно-прямой речи является преобладающей у Моэма. Это связано с позицией рассказчика, который будто проникает во внутренний мир героев, понимает их переживания и чувства, что придает повествованию достоверность и убедительность. Но рассказчик, несмотря на это, не обладает абсолютной истиной, он просто наблюдает и констатирует происходящее с героями.
Сон как форма проявления психологизма
Сон – еще одна форма проявления психологизма в романе «Узорный покров». Китти снится тревожная и беспокойная дорога в Мей-дань-фу, снятся ворота, внушающие ужас. Но кошмар прекращается с появлением Чарли, который признается в своих ошибках и спасает Китти. Героиня просыпается от внезапно появившегося гроба, он пугает, внушает ей ужас. Часто писатели через сон передают внутреннее состояние персонажей. Они могут носить символический характер, «предсказывать» дальнейшее развитие сюжета. Сон – одна из форм проявления подсознательного, служащая яркой психологической характеристикой. Для Моэма важно показать переходный период в судьбе героини, этап ее оторванности от городских привычек. Моэм помещает героев в нестандартные условия для того, чтобы проследить, как они себя поведут в новых обстоятельствах. Сон в этом случае является иллюстрацией этапа отрицания и неприятия действительности.