Стадиальность литературного развития - это деление целостного процесса развития литературы на качественно отличные друг от друга части, называемые стадиями, при этом каждая новая стадия является более прогрессивной, более высокой, чем предыдущая.
Литературный процесс как часть культурно-исторического процесса
Под литературным процессом понимается историческое существование, функционирование и эволюция литературы как на протяжении всей истории страны, народа, региона, мира, так и в определенную эпоху.
Литературный процесс в каждый момент истории в себя включает как сами художественные произведения, разнокачественные социально, эстетически, идеологически – от высоких образцов до бульварной, эпигонской, массовой литературы, так и формы общественного бытования – издания, публикации, литературную критику, читательские реакции, запечатлеваемые в мемуарах и эпистолярной литературе.
Важной стороной литературного процесса является взаимодействие художественной литературы с общекультурными, идеологическими, языковыми явлениями и другим видами искусства.
В мировом масштабе литературный процесс является частью общественно-исторического процесса и находится в зависимости от него.
Часто присутствует прямая связь литературно-художественного творчества и общественно-политических движений (например, чартистская литература, декабристская литература).
Литературоведы постоянно акцентируют внимание на том, что на литературу активное воздействие оказывает социальная действительность. Они подчеркивают, что литературный процесс необходимо рассматривать как обусловленный культурно-исторической жизнью. Одновременно с этим отмечается, что недопустимо изучение литературы вне целостного контекста культуры и непосредственное соотношение ее с социально-экономическими и другими факторами, так как литературный процесс – это часть культурного процесса.
Литературный процесс соотносится со стадиями общественного развития человечества:
- Мифологическая архаика;
- Древность;
- Эпоха средневековья;
- Новое Время;
- Новейшее время.
Стимулируется он в первую очередь потребностью авторов, не всегда осознанной, отзываться на изменения в исторической жизни, принимать в ней участие, оказывать влияние на общественное сознание. То есть литература в историческом времени меняется главным образом под воздействием извне. Вместе с этим большое значение для эволюции литературы имеет наследование литературных традиций, и это дает возможность говорить о литературном процессе как таковом. Таким образом, развитие литературы относительно самостоятельно, в нем важны имманентные начала.
Этапы литературного процесса
Существующие глобальные, общие тенденции позволяют выделить ряд этапов в мировом литературном процессе. В масштабе мировой литературы отдельные стадии могут быть представлены национальными литературами, которые в какой-то момент истории глубже и полнее выражают тенденции развития искусства (например, в начале эпохи Ренессанса – итальянская литература, в эпоху классицизма – французская, в эпоху романтизма – немецкая, в эпоху зрелого реализма – русская).
Одновременно историческая поэтика дает возможность выделить глубинные процессы, локализованные на уровне общих принципов художественного мышления и эстетического видения, а также субъектной архитектоники художественного произведения, архетипических форм родов, жанров, сюжета и образа. Становление и дальнейшее изменение данных феноменов происходить столетиями и тысячелетиями. Историческая поэтика выделяет три стадии развития мировой литературы:
- Эпоха синкретизма;
- Риторическая эпоха;
- Эпоха индивидуально-авторских стилей.
Эпоха синкретизма (эпоха дорефлективного традиционализма, фольклора, мифопоэтическая эпоха, архаическая эпоха) длится от древнего каменного века по 7-4 вв. до н.э. в Греции и до 1 в. н.э. на Востоке.
Самым очевидным и фундаментальным отличием архаического сознания от сознания современности является его синкретизм, который пронизывает всю древнюю культуру.
Синкретизм – это выражение своеобразного целостного взгляда на мир, свойственное архаическому сознанию.
Это взгляд еще не осложнен дифференцирующим, рефлексивным мышлением. Сами идеи различия и тождества еще не оформлены в своей раздельности, в связи с чем человек и природа воспринимаются синкретически.
В таком видении мира возникло своеобразие архаического искусства, в первую очередь его субъектной архитектоники. Поэтика синкретизма в целом – это время медленной выработки главных и первичных принципов художественного мышления, образных языков, субъектных форм, родов и жанров, сюжетных архетипов.
Вторая стадия литературного процесса длится с 4-5 вв. до н.э. до второй половины 18 века в Европе и конца 19 в. на Востоке. Риторическая эпоха имеет и другие обозначения – традиционалистская эпоха, эпоха рефлексивного традиционализма, эйдетическая эпоха, каноническая эпоха.
Внешним признаком, который свидетельствует о наступлении этой стадии, является появление первых риторик и поэтик. В них эстетическая мысль начинает отделяться от остальных форм идеологии, рефлектировать над литературой и зарождающимся принципами культуры. Такими являются «Поэтика» Аристотеля, «Государство» и «пир» Платона, «Натьяшастра» Бхараты, «Ода изящному слову» Лу Цзи и т.д. Эту стадию поэтики принято разделять на два этапа:
- Древность и средневековье (4 в до н.э. – 13-14 вв. н.э.);
- Раннее Новое время (14 - 18 вв.).
На этой стадии на смену синкретизму пришел новый эстетический и культурный принцип. Этот период отмечен традиционализмом художественного сознания. Художественный феномен на этой стадии ориентирован на традиционное и повторяющееся, а не на оригинальное и неповторимое.
Третья стадия литературного процесса начинается с середины 18 века и длится до настоящего времени.
На рубеже 18-19 веков произошел «культурный перелом», предпосылкой которого стало появление автономной личности. Это открытие привело к зарождению художественного мира, в котором на первый план выдвигается индивидуально-творческое художественное осознание. Субъектная сфера искусства перестраивается, возникают новые отношения автора, читателя и героя. доминирующей становится поэтика автора, который освободился от всевластия жанрово-стилевых форм. Начинается процесс деканонизации жанров, который привел к принципиальному обновлению литературы. Литература максимально сближается с бытием человека, проникается его чувствами, заботами, мыслями.