«Исторические записки» («Ши цзи») – это труд Сыма Цяня, историографа империи Хань.
Биография Сыма Цяня
Дата рождения Сыма Цяня доподлинно не установлена. Сам историограф в своих сочинениях не обозначает конкретной даты, он говорит лишь о примерном месте и периоде своего рождения. А имеющиеся косвенные данные довольно неконкретны и противоречивы. Например, в сочинении «Боу-чжи» указано, что на должность историографа Сыма Цянь был принят в 107 году до н.э. в возрасте 28 лет. в то же время Чжан Шоу-цзе, один из ранних комментаторов труда Сыма Цяня писал, что в 103 году до н.э. историографу было уже 45 лет, то есть предположительно, родился он в 145 году до н.э.
Отец Сыма Цяня был историографом при императоре Хань У-ди. Сыма Цянь под влиянием отца к десяти годам уже изучил древние сочинения. Учителями будущего историографа были конфуцианцы Дун Чжуншу и Кун Аньго. В двадцатилетнем возрасте при поддержке родителей Сыма Цянь отправился в путешествие по владениям Хань, чтобы собрать местные исторические свидетельства, легенды и предания. Путешествие охватило территорию современных провинций Юньнань, Шаньдун, Цзянсу, Хэбэй, Хунань, Цзянси.
После возвращения Сыма Цянь был назначен сопровождающим при императорских инспекционных экспедициях. В 110 году до н.э. Сыма Цянь был послан в военную экспедицию, но известие о смертельной болезни отца заставило его вернуться. Отец завещал Сыма Цяню завершить начатые им исторические исследования.
В 105 г. до н.э. Сыма Цянь был избран одним из ученых, которые должны были произвести реформу календаря. Также он как чиновник высшего ранга выполнял при императоре функции советчика.
В 99 г. до н.э. историограф оказался замешанным в деле Ли Гуанли и Ли Лина – полководцев, которых обвиняли в провале кампании против хунну. Обвинителем был сам император. Сыма Цянь стал единственным, кто посмел подать голос в защиту обвиняемых, за что был приговорен к смертной казни.
«Исторические записки» («Ши цзы») Сыма Цяня
Новаторство историографического подхода китайского писателя в том, что он выходит за рамки «придворной» истории династического характера.
Кроме «Исторических записок», известны также восемь од Сыма Цяня, наиболее известной из которых является ода «О злосчастии скорбящего ученого».
Сыма Цянь в противовес хронологическому принципу, который господствовал в китайской историографии, в основу «Ши цзы» положил принцип жизнеописания исторических личностей.
Сочинение «Ши цзы» состоит из пяти разделов:
- Основные записи (Бэнь цзи);
- Истории наследственных домов (Ши цзя);
- Жизнеописания (Ле чжуань);
- Хронологические таблицы (Бяо);
- Трактаты.
«Основные записи» - это основная часть труда Сыма Цяня. В них историограф пытается проследить в восхождении и падении династий общую линию развития истории. «Основные записи» - это исторический фон, который должны были раскрыть следующие разделы «Ши цзы».
«Истории наследственных домов» - это второй раздел «Ши цзы». Здесь описывается история царств эпохи Чжоу, биографии представителей наследственной знати. Здесь же содержатся жизнеописания Чэнь Шэ и Конфуция, которые не принадлежали к наследственным домам. Ученый высоко ценил роль Чэнь Шэ в политической судьбе Китая и роль Конфуция в истории китайской культуры, поэтому считал, что они достойны помещения в «Ши цзя».
Третий раздел – «Ле чжуань» - включает описания сопредельных государств и племени: Намвьет, Кореи, сюнну и т.д. Также Сыма Цянь в этот раздел включил жизнеописания известных ученых, философов, полководцев, поэтов, государственных деятелей, чиновников, дипломатов. Кроме исторических деятелей, принадлежавших в высшим и средним слоям общества, Сыма Цянь рассказывает и о простолюдинах – лекарях, торговцах, гадателях и предсказателях, актерах, шутах, а также людях без определенных профессий, прославившихся тем, что были готовы прийти на помощь с сложную минуту.
Сыма Цянь считал, что биографии людей, представлявших разные социальные слои, могут дать широкое представление об обществе.
В основу рассмотренных трех главных разделов «Исторических записок» положен биографический принцип. Но историограф не ограничился только этим. Особенность «Исторических записок» заключается в том, что здесь сочетается биографический, тематический и хронологический принципы изложения.
«Хронологические таблицы» - это попытка систематизировать и унифицировать хронологию. Здесь автор дает сравнительный анализ имеющихся хронологических данных.
Сыма Цянь – первый китайский историк, который приложил к историческому труду хронологические таблицы.
Пятый раздел – «Трактаты» - посвящен различным отраслям общественной жизни, науки, культуры. «Трактаты», в отличие от предыдущих разделов, строятся по тематическому принципу. Здесь историк рассматривает преобразования в культуре, военном искусстве, экономической политике и т.д.
Историческая критика
В «Исторических записках» содержится, с одной стороны, наряду с возданием должного тем, кто этого заслуживал, критика императоров и знати, с другой – высокая оценка тех, кого в те времена называли «бандитами». Поэтому суждения потомков о труде историка часто противоположны. Например, Ян Сюн и Лю Сян называли «Исторические записки» Сыма Цяня «правдивыми записями» и отмечали его исторический талант, смелость пера. А по мнению Бань Гу, суждения о лжи и истине у Сыма Цяня извращают учение Конфуция. В критике «Исторические записки» называли даже «клеветническим сочинением». Сам Сыма Цяня признавал, что писал «в пылу гнева».
Однако «гнев» не исключает историческую объективность, о чем свидетельствует внимательное отношение историка к историческим памятникам, особая тщательность при сопоставлении хронологических данных. Кроме того, многие материалы, которые привел Сыма Цянь в своей работе, нашли подтверждение в археологических открытиях.
Мастерство историографа заключалось в том, что деятелей прошлого он изображал как реально существовавших людей с их недостатками достоинствами, вскрывал противоречивый характер их деятельности и мировоззрения.