Аллегория – это иносказание, выражение какой-нибудь отвлеченной мысли, идеи в конкретном образе.
Роман А. Камю «Чума»
Экзистенциальный роман-притча А. Камю «Чума» был опубликован в 1947 году. Произведение было написано в 1944 году. В 1992 году аргентинский режиссер Луисо Пуэнсо экранизировал роман под одноименным названием.
«Чуму» относят к жанру экзистенциализма и абсурдизма. Часто этот роман трактуют как аллегорический взгляд на скрытую борьбу против нацизма и фашизма.
Сам А. Камю определил смысл произведения как борьбу не только со смертельной болезнью, но и со всем злом.
По сюжету алжирский город Оран поражает страшная эпидемия чумы. События происходя в середине 20 века. Жители города испытывают страдания, ужасную боль и страх перед неизбежностью смерти. Город закрывают на карантин, эпидемия кардинально меняет поведение и взгляды людей, находящихся в нем.
В романе писатель описывает примеры поведения человека в ситуации, когда приоритетными являются чувства горя и безысходности. Он показывает, как с этим справляются разные персонажи, как меняются их чувства на протяжении полутора лет. В своем романе Камю поднимает следующие проблемы:
- Добро и зло в жизни человека;
- Активное противостояние злу;
- Нравственность и безнравственность;
- Ответственность за свой выбор;
- Абсурд в жизни человека;
- Жизнь и смерть.
Поначалу горожане, занятые своими делами, не до конца осознают всю важность и кратковременность жизни. Но эпидемия заставляет всех проанализировать свою жизнь, подумать о своем мировоззрении, о добре и зле, о жизни и смерти. Именно в этот решающий момент жизни раскрывается человечность этих людей. А близость смерти им дает шанс осознать то настоящее счастье, которое было до начала эпидемии. Все заботы о благосостоянии, о власти оказываются ничтожными перед лицом смерти.
Большинство людей выбирает для себя позицию наблюдателя. Они закрывают глаза на происходящее в начале эпидемии и остаются пассивными созерцателями, перекладывая возможное освобождение на других героев, божью волю и чудо.
Образ чумы в романе А. Камю
Чума в романе А. Камю – это, в первую очередь, аллегория фашизма, который охватил Европу и оставил после себя страшные последствия. Однако этот уровень понимания произведения А. Камю самый поверхностный. Чтобы понять более глубокий смысл этого произведения, необходимо рассмотреть главные философские положения писателя. Например, в своем эссе «Человек бунтующий» А. Камю рассуждает о том, что человек оторван от мира. И проблема заключается не в том, что мир устроен неправильно, или что человек является ошибкой. Проблема в том, что между миром и человеком отсутствуют точки соприкосновения. Писатель здесь продолжает линию Франца Кафки и Андрея Платонова. Изначально человек приходит в мир без какого-либо смысла. Понятие «человек» Камю определяет как «мертвец в отпуске». Чума, таким образом, это изначальный зазор между человеком и миром, который невозможно преодолеть. Все, что может делать человек – пытаться достойно этот зазор преодолеть, при этом осознавая, что это невозможно. Именно так Риэ борется с болезнью в Оране. Это «сизифов труд» - тяжелый, но бесполезный. Однако для А. Камю «сизифов труд» является единственным достойным человека занятием. Все остальное, по мнению Камю, развлечение.
Только сняв шоры религиозного, социального, этического, приняв эту расщелину бытия в ее неизбежности, человек начинает делать попытки быть. Именно так жил сам писатель. он утверждал, что сознание смертности придает человеческой жизни смысл. А те, кто уверен в бессмертности своей души, не способен принять каждый отдельный день, так как таких дней бесконечно много.
Чума в «Декамероне» Боккаччо
Новеллы Боккаччо задумывались им задолго до начала чумы, которая охватила Флоренцию в 1348 году. Работа над новеллами велась с 1348 по 1351 гг. Сами ужасные события эпидемии послужили толчком для создания обрамляющего сюжета произведения.
Есть мнение, что «Декамерон» был создан Боккаччо по заказу Неаполитанской королевы. Правящая элита с помощью жизнеутверждающей литературы рассчитывала успокоить горожан и укрепить их веру в то, что после эпидемии их ждет счастливое будущее.
Название «Декамерон» в переводе с древнегреческого означает «десятиднев». Название «Гексамерон» (Шестиднев») было общепринятым у средневековых писателей. Как правило, в гексамеронах рассказывалось о том, как Бог создавал мир в течение шести дней. В «Декамероне» повествуется о создании своего маленького мира, своего идеального общества группой девушек и юношей на протяжении десяти дней.
Описание флорентийской чумы выступает обрамляющим сюжетом. Семеро девушек в компании трех юношей решают бежать из зачумленного города в свои загородные поместья. Там они проводят время, развлекаясь на лоне природы и рассказывая интересные истории, услышанные где-то или выдуманные. Группа молодых людей представляет собой некое идеальное общество, где равенство и культура становятся возвышающим началом.
Все события занимают две недели, но лишь десять дней посвящены рассказыванию новелл. Ежедневно молодые люди выбирают «правителя», который избирает тему, объединяющую истории этого дня. Пятница и суббота – выходные. В эти дни правителя не выбирают, истории не рассказывают.
В рамочной композиции выражается представление об идеальном обществе в эпоху раннего гуманизма. Здесь продвигаются идеи свободы, равенства и любви, которые регулируются сводом правил и правителем, избранным обществом.
Сами новеллы посвящены жизни обычных итальянцев. Центром внимания «Декамерона» остается проблема личностного самосознания, которая получила развитие в философии гуманизма и культуре Ренессанса.
Основная идея «Декамерона» Боккаччо заключается в том, что идеальное демократическое цивилизованное общество может существовать только в условиях полной изоляции на лоне природы, убегая от болезней, смерти, не сталкиваясь с жестокой реальностью. Равенство, свобода, братство между людьми возможны лишь при условии, что люди сами пойдут навстречу друг к другу. А для этого следует развивать не слепую веру в какие-то абстрактные идеалы, которую очень легко направить во зло, а культ здоровых взаимоотношений в обществе, без господ и рабов, смирения и угнетения.
Главная тема «Чумы» Камю – борьба человеческого общества против зла в символическом смысле: против нацизма и фашизма. Идея этого романа заключается в том, что люди способны победить зло, но не могут его уничтожить как категорию мироздания. Поэтому человек всегда должен оставаться Человеком.