Литературный процесс – это жизнь и развитие литературы определенной эпохи или страны в совокупности ее фактов и явлений или многовековое развитие мировой литературы.
Основные направления и тенденции развития современной зарубежной литературы
В современной зарубежной литературе кроме массовости и элитарности прослеживаются еще два направления: классическое и модное. К модным направлениям относятся:
- Постмодернизм;
- Концептуализм;
- Фэнтези;
- Магический реализм;
- Интеллектуальная литература;
- Киберпанк;
- Книжные сериалы;
- Графические романы.
В современной литературе происходят серьезные структурные изменения. Она приспосабливается к ускорившемуся ритму жизни, к восприятию новой действительности читателем, она обновляется, становится разноплановой. С этой точки зрения особенно интересно рассмотреть, как приспосабливались к современным требованиям классические направления литературы.
Реализм и в современной зарубежной литературе занимает уверенную позицию и продолжает оставаться популярным направлением. Однако он тоже изменился, разветвился. К современным направления реализма относятся:
- Магический реализм;
- Сюрреализм;
- Метаморфический реализм;
- Критический реализм.
Основы современного реализма заложили Кортасар, Маркес, Борхес. В произведениях нового поколения писателей эти основы продолжают развиваться.
Развитие детективного жанра – еще одна тенденция современной зарубежной литературы. На современном этапе этот жанр стал по-настоящему многоликим. Произведения детективного жанра, можно сказать, выпускаются как по конвейеру. Детективы разделяются ев фантастические, исторические, иронические, интеллектуальные.
Также в современной зарубежной литературе активно развиваются такие жанры, как фэнтези и фантастика. Но развиваются они не в чистом виде, а переформатируются, разветвляются, рассматриваются под разными точками зрения.
Еще одной особенностью современного литературного процесса является то, что его развитие происходит в плодотворном, тесном сотрудничестве с компьютерной игровой индустрией.
В современной литературе появилось много жанров фантазийной литературы, например:
- Стимпанк;
- Киберпанк;
- Космоопера;
- Хоррор;
- Постапокалипсис;
- Городское фэнтези;
- Технофэнтези;
- Готический роман.
Особое место в современной литературе принадлежит произведениям автобиографического жанра. Такие произведения, как правило, читают мало, а художественная ценность этих произведений довольно невелика. К тому же, еще одной причиной невостребованности таких произведений является то, что автобиографии в большинстве своем написаны не лично самими известным людьми, а наемными авторами.
Литературные анонимы – еще одна важная тенденция, отличающая современную зарубежную литературу.
Произведения анонимных авторов в основном распространяются в интернете. Авторы – анонимы пишут сценарии к фильмам и сериалам. Кроме анонимных писателей, новые направления в современной литературе разрабатываются псевдонимами, являющимися безликими личностями. Все это приводит к постмодернизму. К его признакам в литературе относятся:
- Смешивание стилей;
- Смешение культур;
- Эсхатологические настроение;
- Переоценка эстетики;
- Ироническое цитирование.
Видными представителями постмодернизма являются Бегбедер, Паланек, Умберто Эко. Несмотря на то, что направления современной литературы уже перешагнули через постмодернизм и развиваются дальше, он все еще сохраняет сильные позиции, в первую очередь, среди интеллектуалов.
Сращение романа с сериалом – еще одна тенденция современной зарубежной литературы. С этой тенденцией связано появление в продаже произведений объемом в 700 и более страниц.
Сложно не заметить еще одну тенденцию современном литературном процессе – поляризацию. Поляризация заключается в том, что есть элитарные произведения (интеллектуальные), предназначенные для узкого круга читателей.
Также есть произведения массовые, для которых характерно стремление к беллетризации. Возможно, это связано с современном ритмом жизни. помимо книг, для человека доступно огромное количество разного рода развлечений и множество способов приятно провести время. Современный темп жизни, спешка, суета, рутина и вынужденность выполнять в течение дня большое количество задач вызывает у человека естественное стремление к отдыху, к тому, чтобы после сложного рабочего дня расслабиться и физически, и умственно. Поэтому произведения, не имеющие особой художественной ценности, как правило, написаны доступным, легким языком, и не требуют умственного напряжения. Подобные произведения являются популярными на современном этапе развития литературы.
Особенности современного отечественного литературного процесса
На сегодняшний момента в рамках современного литературного процесса рождены или восстановлены такие направления и явления, как модерн и постмодерн, авангард и поставангард, импрессионизм, метареализм, неосентиментализм, соцарт и т.д.
В истории отечественной литературы 1990-е годы являются особым периодом смены идеологических, эстетических, нравственных парадигм.
Последнее десятилетие двадцатого века в русской истории стало средоточием многих тенденций: нарастания новых качеств, противостояния культур, которые перемещают наработанные ресурсы в следующее тысячелетие. Так обстояло дело и на рубеже 19-го и 20-го столетий, когда шедевры русского реализма, получившие мировое признание, уступали позиции под активным натиском модернистских исканий, авангарда, целого спектра направлений и школ Серебряного века.
Для литературы 90-х характерен непривычный феномен свободы. Период застоя обернулся вседозволенностью.
В литературное пространство 90-х годов вписались произведения Е. Замятина, В. Набокова, Д. Хармса, А. Платонова и других. А воссоздание эстетики Серебряного века позволило закрыть пустующие ниши.
Начало 21-го столетия ознаменовалось возрождением женской поэзии. Именно модернизм стал своеобразной освобождающей стихией для творчества отечественных писательниц. В произведениях Т. Толстой, Л. Улицкой, Марины Палей, Л. Петрушевской, Ольги Славниковой и других содержится высокая энергия художественного творчества. Это творчество на уровне эстетических открытий, в их произведениях новации означают создание индивидуальных художественных миров. Именно поэтому их произведения не могут рассматриваться как «женская литература».