Сопоставление – это образное выражение, основанное на сравнении двух понятий, предметов и состояний, которые обладают общим признаком, за счет чего усиливается художественное значение первого предмета.
Сопоставления в художественном произведении
Определяющую роль в построении произведений играют сопоставления предметно-речевых единиц. По словам Л. Н. Толстого, «сущность искусства состоит в бесконечном лабиринте сцеплений». У начала композиционных аналогий, контрастов и сближений является обратный параллелизм, который, прежде всего, характерен для песенной поэзии разных эпох и стран. Такой прием построения тщательно изучался А. Н. Веселовским, который изучал многочисленные сопоставлениями между разными явлениями внутренней жизни человека и природы в поэзии раннего исторического периода, главным образом народной. По мысли ученого простейшей, первоначальной формой сравнений и аналогий в литературном творчестве является двучленный параллелизм, который осуществляет сопоставление человеческой жизни и природы. Двучленный параллелизм может выполнять и другие функции, например, он может сближать разные явления природы.
В первоначальном виде двучленный параллелизм, по мнению Веселовского, связан с анимизмом раннеисторического мышления, которое сопрягает природные явления с человеческой действительностью. Также ученый утверждает, что именно из подобного рода двучленного параллелизма выросли и метафоры, и символы, и иносказательность образов в баснях о животных. По утверждению Веселовского, приверженности поэзии параллелизму была предопределена двухголосой манерой исполнения песенных произведений, когда второй исполнитель дополнял первого.
Наряду с параллелизмом синтаксических конструкций в литературно-художественных произведениях укоренены сопоставления, как по сходству, так и по контрасту, более крупных текстовых единиц – персонажей и событий.
Целью литературного сопоставления является максимально полное раскрытие образа через общие признаки. В сопоставлении (сравнении) всегда упоминаются сопоставляемых предмета, хоть сам общий признак и может опускаться.
В некоторых случаях достаточно одного сравнения, чтобы дать явлению или персонажу четкую, емкую характеристику.
Различают следующие виды литературных сравнений:
- Простейшая форма, выражающаяся, как правило, с помощью вспомогательных слов: как, будто, точно, подобно, как будто, похож на, словно;
- Отрицательные. В этом случае один объект противопоставляется другому (например, «попытка – не пытка»);
- Родительные. Эти сравнения получаются при помощи имени существительного в родительном падеже (например, «старше брата»). Этот тип в первую очередь применяется для зрительного описания, характеристики, передачи внешнего вида, внутреннего состояния и свойства, поведения человека;
- Творительные сравнения образуются при помощи существительного в творительном падеже;
- Бессоюзные сравнения. Они образуются при помощи составного именного сказуемого;
- Неопределенные сравнения, выражающие превосходную степень состояния;
- Развернутые сравнения. В этом случае автор приводит множество признаков;
- Избитые сравнения – это часто употребляемые, надоевшие сравнения.
Самым значимым признаком художественного сравнения является элемент новизны, неожиданности, изобретательности. Художественное сопоставление не обязательно должно быть строго логичным. В качестве материала для художественного сопоставления могут выступать самые разнообразные явления и предметы. Важно – какое новое качество может возникнуть, какой образ может родится.
И контраст, и сходство имеют одинаковую ценность как источник новых чувств и смыслов. Таким образом, обычно сравнение служит для того, чтобы с помощью одного факта объяснить другой. Любая отвлеченная мысль становится более понятной, если для сопоставления привлекается что-то зримое, осязаемое, очевидное.
Противопоставления в художественном произведении
Без ярких и ясных образных и персонажных противопоставлений – антитез, без противопоставления благоприятных и неблагоприятных для персонажей событий и обстоятельств, без «поляризации» воссоздаваемого, как правило, в произведении не обходится.
Антитеза – это стилистическая фигура контраста в ораторской и художественной речи, резкое противопоставление положений, понятий, состояний, образов, связанных между собой внутренним смыслом или общей конструкцией.
Антитеза отличается от контраста тем, что антитеза всегда демонстрируется открыто, часто при помощи слов-антонимов. Антитеза применялась в средневековой литературе, затем развивалась в культуре барокко, а в классицистической литературе использовалась как философский и эстетический принцип изображения полярности природы человека в широком смысле этого слова.
В персонажной организации произведения и его сюжетном построении преобладают противоположности и несовместимости (например, антипод Золушки – злая мачеха).
Однако, принцип противопоставления в литературе не царит безраздельно. С течением времени наряду с персонажными и событийными антитезами упрочивались более гибкие, диалектичные сопоставления явлений и фактов как одновременно сходных и различных. Например, в романе в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегн» главные герои – Татьяна, Онегин и Ленский – противопоставлены друг другу и одновременно подобны друг другу своим возвышенными стремлениями, неудовлетворенностью окружающей реальностью и невписываемостью в нее.
На сопоставлениях сходного многое основано, например, в «Мастере и Маргарите», «Войне и мире», «Братьях Карамазовых». Особенно ярко этот тип художественного построения произведения заметен в пьесах А. П. Чехова, в которых противопоставления уступили место раскрытию разнообразных проявлений одной и той же жизненной драмы изображаемой среды, где отсутствуют и полностью правые, и полностью виноватые.
Таким образом, компоненты изображаемого в произведении всегда соотнесены друг с другом. Литературное творение является средоточием весьма многочисленных, разнообразных и богатых «перекличек», которые активизируют читателя, направляют его реакции.