Аллюзия – это стилистический прием, который заключается в намеке на общеизвестные исторические события, факты, произведения литературы и т.д.
Роман «Моби Дик» как философский и социальный роман
Необычный роман «Моби Дик, или Белый Кит» Германа Мелвилла не был понят и принят современниками. Но вот уже на протяжении ста лет это произведение считается величайшим американским романом 19 века. Культурологи, литературоведы, философы до сих пор ведут споры о том, что скрывается за образом Белого Кита, ищут в тексте романа аллюзии на Библию, Софокла, Гомера, Сервантеса, Шекспира, Гете.
40-е годы 19 века в США были временем нарастания противоречий между Югом и Севером. Мелвилл, будучи безусловным сторонником отмены рабства, не менее не мог не понимать, что кипение общественных страстей является угрозой жизни нации. Он всегда считал, что фанатизм – это безумие, и опасался, что аболиционисты, воодушевленные победить Зло, но при этом ослепленные фанатизмом, могут погубить страну. В финале романа, под лучами яркого солнца, при полном штиле, американский флаг погружается в пучину. Мелвилл предостерегает: «Взгляните, американцы! И замрите от ужаса».
Своеобразие произведения Мелвилла как социального романа состоит в том, что здесь общественная жизнь предстает в усложненной форме. На этой основе возникают символические образы, носящие обобщающий характер. Так, «Пекод» воспринимается как образ мира.
Однако роман «Моби Дик» - в первую очередь философский роман. Писатель во главу угла ставит решение универсальных проблем. И дело даже не в размышлениях о философских системах, популярных в 19 веке. Автор стремится осмыслить мир и проникнуть в сущность кардинальных вопросов бытия, таких как Жизнь и Смерть, Добро и Зло, и извечный конфликт между ними. Именно это и является главной темой произведения, которая решается через систему символических образов-обобщений. Важнейшим символическим образом романа является Моби Дик, Белый Кит.
Образ капитана Ахава
Капитан Ахав предстает перед читателем как романтический индивидуалист, бунтарь, который бросает вызов судьбе, Богу, одержимый страстью, которая в результате приводит к гибели. Ахав обладает истинным национальным характером, в котором сочетаются фанатическая страсть квакеров, пуританские нравы первопоселенцев, твердая решимость первопроходцев и завоевателей континента.
Капитан Ахав фанатичен. Он, связав свои представления о всемирном зле с Моби Диком, выбирает целью своей жизни месть Белому Киту, когда-то оставившему его без ноги. Цель капитана благородна – борьба со злом. Для достижения этой цели Ахав идет на колоссальную жертву, отрекаясь от всего человеческого, что в нем есть. Он жертвует своим счастьем, счастьем близких, ставит на карту существование всего экипажа «Пекода».
Интерпретация образа Белого Кита
В критической литературе о произведении «Моби Дик, или Белый Кит» существует множество интерпретаций этого образа. Образ Белого Кита многозначен. Вот несколько значений образа Белого Кита:
- Дьявольская сила, мировое зло, злой рок;
- Внутренняя борьба, бессознательное;
- Верховный закон Вселенной, карающий бог;
- Природа, решившая отомстить человеку;
- Перерождение;
- Тайна как неразгаданный символ;
- Истина, которую стремится познать Измаил.
Для каждого члена экипажа Белый Кит – иное, чем для других. Например, для Ахава Моби Дик является безусловным воплощением мирового Зла. А для Измаила, простого матроса, но образованного, способного к абстрактному мышлению и не ослепленного жаждой мести, он является символом Вселенной. Взгляд Измаила отчасти совпадает с авторским.
Белый Кит, олицетворяющий загадочный, необъятный Космос, одновременно и прекрасен, и ужасен. Прекрасен, потому что огромен, белоснежен, обладает фантастической силой. И по тем же причинами ужасен. Ужас белизны Моби Дика связан с ассоциациями, которые этот цвет порождает (холод, смерть, саван). Белизна бесцветна, это видимое отсутствие всякого цвета. Она олицетворяет что-то в сознании человека, при этом сама является ничем. В белизне нет ни зла, ни добра, только чудовищное безразличие. Если Моби Дика воспринимать как символ Универсума, то картина мира, созданная Мелвиллом, оказывается чрезвычайно смелой и жестокой. Во Вселенной нет ни Зла, ни Добра, в ней нет высшей разумной нравственной силы, которая управляет человеческой жизнью и смертью. Во Вселенной нет ничего, кроме пустоты, неопределенности, безмерности.
Для капитана Ахава Моби Дик – воплощение зла. Ему не важно, что на самом деле представляет собой этот морской гигант. Капитан видит в Белом Ките источник всех бед и жаждет ему отомстить. Он мнит себя вроде Георгия, который должен поразить дракона, чтоб спасти мир от зла.
Приверженцы психоанализа разглядели в отношениях Ахава и Белого Кита выражение Эдипова комплекса. Фрейдисты считают, что оставшийся без ноги капитан Ахава одновременно желает смерти киту и одновременно не представляет своей жизни без него. По Фрейду, что-то подобное происходит и с мальчиком пяти лет, который бессознательно желает занять место отца рядом с матерью. А юнгианцы в Белом Ките увидели материнскую фигуру, по-своему интерпретировав лирические отступления, связанные с женскими образами произведения.
Но и фрейдисты, и юнгианцы сошлись на том, что Ахав в романе Мелвилла выражает подавленные желания. В этом случае образ Моби Дика оказывается частью бессознательного, ответственного за подавление деструктивных устремлений и желаний.
В то время, когда был опубликован роман Мелвилла, тема экологических катастроф, вызванных человеческой деятельностью, поднималась редко. Но это не помешало исследователям творчества Г. Мелвилла рассматривать конфликт капитана Ахава и Моби Дика как метафору борьбы природы и человека.
Литературоведы часто отмечают тот факт, что образ Моби Дика писатель делает многозначным лишь для читателя, в то время как каждый из персонажей видит его по-своему и ограничивается только своей точкой зрения. Число трактовок образа Моби Дика продолжает расти. Каждый читатель и каждый исследователь видит в романе новые смыслы, созвучные с вызовами эпохи и собственным мировоззрением. Моби Дик означает слишком многое, чтобы быть чем-то конкретным. Белый Кит – это тайна, которую невозможно разгадать.