Сущность и основные признаки сентиментализма
Сентиментализм – это направление в европейском и русском искусстве и литературе 18 века. Для произведений, написанных в рамках этого художественного направления, характерен упор на читательское восприятие – чувственность, которая возникает при их прочтении.
Сентиментализм был подготовлен кризисом просветительского рационализма и стал завершающим этапом Просвещения. Сентиментализм хронологически предшествовал романтизму и передал ему ряд черт. Основными признаками сентиментализма являются:
- идеал нормативной личности
- чувство как доминанта человеческой природы
- высвобождение естественных чувств и их совершенствование как условие формирования идеальной личности
- индивидуализация героя (одним из достижений сентиментализма является описание богатого духовного мира простого человека, простолюдина)
- отрицание иррациональности.
Сентиментализм как литературное направление
Возрастающая социальная роль, а также политическая активность третьего сословия, которое имело огромный экономический потенциал, но было ущемлено в социальных и политических правах, стало исторической предпосылкой появления сентиментализма. Особенно ярко это проявлялось в континентальной Европе. Именно идеологическая, культурная и политическая активность третьего сословия создала тенденцию к демократизации социального строя общества.
Именно в этой среде сформировался лозунг эпохи – «Свобода, равенство и братство». Этот лозунг стал девизом Великой французской революции.
Такой социально-политический дисбаланс стал свидетельством кризиса абсолютной монархии, которая к этому времени перестала соответствовать реально существующей структуре общества. И этот кризис не случайно имел преимущественно идеологический характер. Это связано с тем, что основу рационалистического мировосприятия составляет постулат первенства идея. Отсюда ясно, что к кризису реальной власти присоединилась дискредитация идеи монархизма в целом и идеи просвещенного монарха в частности.
Но изменение параметров произошло и в самом принципе рационалистического мировосприятия. Накопление естественнонаучных знаний, увеличение количества научных фактов привели к необходимости пересмотра рационалистической картины мира. Эта картина уже включала в себя, помимо понятия разума как наивысшей духовной способности человека, понятие страсти как эмоционального уровня духовной деятельности. А так как абсолютная монархия, которая рассматривалась в качестве высшего проявления разумной деятельности человека, показывала все возрастающее практическое несоответствие потребностям общества и разрыв между самой идеей абсолютизма и реальной практикой самодержавного правления, то рационалистический принцип мировоззрения был пересмотрен с точки зрения новых философских учений. Эти учения, которые обратились к категории ощущений и чувств в качестве альтернативы разуму, стали средствами мировосприятия и моделирования мира.
В результате кризиса абсолютной монархии и видоизменения существовавшей философской картины мира возник кризис и в литературном методе классицизма, который эстетически обусловливался рационалистическим типом восприятия мира, а идеологически был связан с доктриной абсолютной монархии. В первую очередь кризис классицизма выразился в пересмотре концепции личности.
Концепция личности является центральным фактором, который определяет эстетические параметры любого художественного метода.
Сложившаяся в литературе сентиментализма концепция личности является противоположной классицистической. Так, если для классицизма характерен культ человека разумного и общественного, в сентиментализме идея личностного бытия реализуется в образе человека чувствительного и частного. Для сентиментализма характерно осознание высокой эмоциональной культуры, которая считается высшей духовной способностью человека и которая определяет уровень его социальных связей.
Наиболее ярко подвижность и тонкость эмоционального отклика на реальную жизнь проявляется в сфере частной жизни литературного героя, которая меньше всего подвержена рационалистическому усреднению, являющемуся господствующим в области социальных коммуникаций. В сентиментализме в первую очередь цениться индивидуальное, которое находится выше типического и обобщенного. Именно жизнь души, семейный и любовный быт является той сферой, где индивидуальная частная жизнь раскрывается особенно наглядно. Этические критерии достоинства личности человека в сентиментализме отодвигают в сторону шкалу классицистических ценностей. В сентиментализме страсти не разделяются на разумные и неразумные. А такие качества, как способность человека к верности и преданности в любви, к сочувствию и переживанию, рассматривавшиеся в классицизме как слабость, в сентиментализме стали наивысшим критерием нравственного уровня личности.
Эстетическим следствием переориентации с разума на чувство стало усложнение эстетического понимания характера. Время классицистических однозначных оценок ушло в прошлое, на смену им пришли сентименталистские взгляды о неоднозначной и сложной природе чувств и эмоций, которые являются изменчивыми, текучими и субъективными, сочетают в себе побудительные мотивы и противоположные эмоциональные аффекты.
Например, сентименталистский культ чувствительности породил такие оксюморонные определения сложных чувств, как «светлая печаль», «сладкая мука», «горестное утешение» и т.д.
Если рассматривать идеологическое следствие сентименталистского пересмотра классицистических ценностей, то здесь самостоятельная значимость личности перестала рассматриваться по критерию принадлежности к какому-либо сословию. Главным критерием в сентиментализме стала индивидуальность, гуманизм, эмоциональная культура, то есть нравственные достоинства, а не характерные для классицизма общественные добродетели. То есть для сентиментализма главным является стремление оценивать человека независимо от его сословной принадлежности.