Тургеневская девушка – это типичная героиня произведений И. С. Тургенева, литературный стереотип, который сформировался в отечественной культуре на основе обобщенного образа нескольких женских персонажей, описанных им в произведениях 1850-1880 годов.
"Тургеневские девушки"
Творчество И. С. Тургенева можно назвать гимном высокой, поэтической, вдохновенной любви. Именно она сопровождает героинь произведений Тургенева на пути духовного и нравственного развития. В женских образах, представленных во многих произведениях писателя, воплощены лучшие черты русского характера.
В творчестве И. С. Тургенева выделяют целую галерею образов, которых условно называют «тургеневскими девушками»:
- Наталья Лисунская («Рудин»);
- Елена Страхова («Накануне»);
- Ася («Ася»);
- Джема («Вешние воды»);
- Лиза Калитина («Дворянское гнездо»);
- Фенечка («Отцы и дети»).
Как правило, это незаурядные героини, обладающие богатым внутренним миром, полные любви, искренности и самоотверженности. Одной из таких девушек является Ася, героиня одноименной повести.
Ася незаконнорожденная дочь русского дворянина и крепостной, и в этом заключается ее трагедия. До 9 лет девушка росла в деревне, а после смерти матери барин взял ее к себе. В душе он чувствовал перед девочкой вину, и поэтому не запрещал ей ничего. Ася знала, что он любит ее, но в скором времени «поняла свое положение».
Уязвленное самолюбие и гордость заставили девушку страдать, она мечтала о том, чтобы все забыли о ее происхождении. Старший брат правду о девочке узнал только после смерти отца. Асю отдали в пансион. Девочка отлично училась, но по-прежнему ей было трудно жить, она не «никак не хотела подойти под общий уровень», была упряма и независима, а лесть и трусость считала самыми дурными пороками.
Ася – открытый, честный, независимый человек, который не хочет считаться с правилами общепринятой морали, терпеть не может фальшь и лицемерие буржуазного общества.
Когда же Ася полюбили Н.Н., она не стала скрывать свои чувства. Девушка назначила ему свидание, отправляла ему записки, что было для девушки совершенно неприлично. Н.Н. же трус и эгоист, он боится взять на себя ответственность за влюбленную в него девушка. А Ася способна на сильное, глубокое чувство, она может быть решительной и самоотверженной.
Главными чертами Аси являются богатая душа, желание яркой, осмысленной жизни, способность к тонким чувствам, сильная любовь и готовность к самопожертвованию.
Описывая образ Аси, Тургенев в первую очередь знакомит читателя с ее внешностью. Постепенно он раскрывает ее богатый душевный мир.
То же самое можно сказать о героинях других произведений. Например, Зинаида («Первая любовь») обладает прелестной внешностью, серебристым голосом. Свойства характера девушки зависят от тех условий, в которых она живет: неправильное воспитание, постоянное присутствие матери, странные привычки и знакомства, беспорядок в доме, бедность, свобода и осознание превосходства над окружающими сформировали в ней «полупрезрительную небрежность и невзыскательность». Однако при этом она правдиво относится к себе самой и к окружающим ее людям.
Обаятелен образ итальянки Джемилы из «Вешних вод». Джемила – настоящая красавица, со стройным станом, великолепными, «торжествующими» глазами, гибкими и длинными пальцами. Девушка воспитана в традициях любви к родине, освобождение Италии она считает «высоким и священным делом».
Тургенев изображает своих героинь в тот период, когда они, каждая по-своему, проходят через испытание первой любовью.
Образ тургеневской девушки в романе "Дворянское гнездо"
Сущность всех тургеневских девушек становится понятна при изучении образа главной героини романа «Дворянское гнездо». Как указывал Писарев, Лиза по свойствам своей личности относится к «лучшим людям нашего времени». Она обладает таким же цельным, непоколебимым характером, каким обладали героические девушки 60-70-х годов.
Впервые с Лизой Калитиной читатель встречается в минуты приезда Паншина. Читатели начинают знакомиться с героиней не по авторским описаниям, а по замечаниям о ней окружающих людей. Например, Паншин говорит: «Вы никак не можете сидеть сложа руки». Лемм называет ее доброй девушкой. А позже он ее характеризует как справедливую, серьезную, с возвышенными чувствами. А по дороге домой Лемм думает о ней: «Она и собой хороша. Бледное, свежее лицо, глаза и губы такие серьезные, и взгляд честный и невинный. Жаль, она, кажется, восторженна немножко... Рост славный, и так легко ходит, и голос тихий».
Писатель, вырисовывая героиню своего произведения, широко использует принцип Гоголя: изображение окружающей героя обстановки должно соответствовать его характеру, натуре, внутреннему миру. так и «светлая, чистая, белая» комната Лизы со скромным горшком цветом соответствует ее образу.
Лизу выделяет ее нравственная чуткость, ощущение несправедливости ее положения по сравнению с обездоленным, нищим народом. Лиза очень религиозна, это связано с развитием в девушке сознания ответственности за грехи, совершенные ее отцом и другими виновниками тяжелого положения крестьян. Лиза знает, сколько горя людям причинил ее отец, и стремится «все это отмолить».
Лиза стала воплощение идеала «тургеневской девушки». Основные черты этой героини – религиозность, целомудренность, внешняя красота, одухотворенность, способность к самопожертвованию. Ее образ – важный фактор создания общего контекста произведения и понимания идеала русской женщины писателем.
Женские образы в романе "Отцы и дети"
Роль женских образов в произведении «Отцы и дети» велика. Женщины здесь олицетворяют разные социальные типы. С помощью этих образов читатель знакомится с современной главному герою жизнью. Также эти образы помогают лучше понять поступки и характер главных героев.
Значительную роль романе играет образ княгини Р., воссозданный в монологе Аркадия. Ее история – это своеобразный связующий момент для яркого проявления характеров, обозначения сложностей, изломов в судьбе человека.
Княгиня описана очень ярко, и по глубине описания ее можно сравнить только с Анной Одинцовой. Образы Анны и княгини вообще довольно сходны: у них похожий стиль жизни, семейное положение, обе таинственны.
Анна Одинцова всегда спокойна, невозмутима и величава. Есть в этой героине что-то исконно русское. Одинцова – настоящая женщина, требующая внимания, уважения и даже какого-то преклонения. При этом она не способная на сильную страсть, ей нужна присущая ей самой сдержанность, и даже холодность.
Совершенно другим предстает образ Кукшиной. Эта «нигилистка» очень несчастна как женщина. Ее оставил муж, и теперь она под маской эмансипированной дамы скрывает личное недовольство сложившимися обстоятельствами. Манеры Кукшиной фальшивы и наиграны, а ее развязное поведение скрывает чувство неполноценности.
Фенечка – это образ настоящей русской женщины. В ней нет избалованности и величественности, как у Одинцовой, нет фальши и претенциозности, как у Кукшиной. Ей присущи нравственность, глубокая духовность и чистота.