Исторические песни - это произведения русского фольклора, в которых повествуется о реальном или вымышленном историческом лице или событии.
Понятие былины
Былинами называют песни, в которых восхваляются подвиги богатырей.
Богатыри – это люди, обладающие удивительной силой и совершающие сверхъестественные чудесные подвиги. Не все, о чем говорится в былинах, правда – в них много чудесного, сказочного. В былинах есть исторические черты, а некоторые герои напоминают действительно существовавших людей. Однако в образах героев былин, созданных народной фантазией, воплощены народные идеалы.
Исследователи предполагают, что авторами былин являлись дружинники князей, певцы, которые сочиняли и пели их для князей. Позже были пелись «сказителями», «гуслярами», которые нараспев пели былины, аккомпанируя на гуслях – «сказывали». Как и сказки, были изменялись, переходя от одного сказителя к другому. Этим объясняется существование разных вариантов одной былины.
Термин «былина» - книжный, искусственный. Народ же называл былины «старинками», «старинами». В былевых песнях нет слова «былина», есть «старина».
Слово «богатырь» тоже вызвало немало споров. Ученые, придерживающиеся мифологической точки зрения, считали, что это слово происходит от слова «бог», «богатый», то есть богатырь – это человек, «богатый» высшим качествами, герой, произошедший от бога.
В своем словаре И. В. Даль отметил, что слово «богатырь» - татарское. Было указано, что:
- Слово «богатырь» присуще только русскому и польскому языку, то есть оно встречается только у тех славянских народов, которые столкнулись с татарами;
- Слово «богатырь» появляется в русском языке после нашествия татар и в применении к татарским воеводам, обозначая их титул.
- В древнерусской письменности вместо слова «богатырь» встречаются: воин, муж, кмет, храбор, витязь, затем – резвец, удалец.
Былины можно разделить на три вида:
- Былины о старших богатырях: Вольге Святославиче, Святогоре, Микуле Селяниновиче;
- Былины о Новгородских богатырях: Василии Буслаевиче, Садко и т.д.;
- Былины о Киевских, младших, богатырях: Добрыне Никитиче, Илье Муромце, Алеше Поповиче и т.д.
Понятие думы
Думой называется лиро-эпическое произведение украинской русской словесности, в котором рассказывается о жизни казаков 16-18 вв.
Думы исполнялись странствующими певцами-музыками: бандуристами, кобзарями, лирниками.
Дума является аналогом исторических песен из русского фольклора.
Дума по объему больше балладных песен, с которыми имеет генетическую связь (как и с дружинным эпосом – былинами, старинными колядками). В структуре думы выделяют три части: «заплачка» - запев, основной рассказ, окончание.
У думы неравносложное стихосложение, астрофичное (отсутствует деление на строфы-куплеты). В пении дума начинается криками «ой», заканчивается «гей-гей».
Своей музыкальной и стихотворной формой дума представляет собой высшую ступень речитативного стиля, который ранее был развит в причитаниях. Из причитаний думы перенял некоторые поэтические образы и мотивы. Роднит с причитаниями и характер импровизации. Каждый кобзарь от своего учителя перенимал в общих чертах образец исполнения, затем создавал свой вариант мелодии, и под нее исполнял все думы из своего репертуара.
Исполнение дум требует особой певческой техники и таланта. Именно поэтому думы сохранились лишь среди профессиональных певцов. Доминантным элементом произведений этого жанра является словесный, и он формируется импровизационно. В связи с этим в думах рифмы часто риторические.
Стиль дум возвышенный, торжественный. Этому способствует использование старославянизмов, архаизмов, полонизмов.
В отличие от эпоса других народов и баллад у думы отсутствует фантастическая составляющая.
Основные темы дум:
- Рыцарская смерть казака («Хведир Безродный», «Иван Коновченко», «Самарские братья» и др.);
- Турецкая неволя («Плач невольника», «Невольники», «Иван Богуславець», «Бегстов трех братьев из Азова», «Сокол», «Маруся Богуславка»);
- Освобождение из плена, возвращение на родину («Самойло Кошка», «Атаман Матяш старый», «Алексей Попович», «Разговор Днепра с Дунаем»);
- Освободительная война Хмельницкого («Поход на Молдавию», «Хмельницкий и Барабаш», «Корсуньска битва»);
- Казацкое рыцарство, осуждение богачей-сребреников («Казацкая жизнь», «Козак Голота», «Ганжа Андыбере»);
- Семейная жизнь («Прощание казака с семьей», «Сестра и брат»).
Сравнение думы и былины
И думам, и былинам свойственна напевность и речитативность. В композиции произведений обоих жанров присутствуют зачин, повторы и часто – торжественная концовка. Художественные средства и былин, и дум направлены на реализацию основной идеи – воспевания мужества и силы народных героев, освобождающих родную землю. Дума и былина в разных пропорциях в себе сочетают лирические, героико-эпические и сатирические элементы.
Темы дум и былин схожи. Объединяющими признаками являются также элементы драматургической структуры. Произведения обоих жанров имеют схожую форму повествования. Речь льется свободно и широко, а сложение лексем не привязано к рифме. В текстах дум и былин много лексических повторов, усиливающих выразительность речи и акцентирующих внимание на важных моментах.
Изучение музыкальной характеристики былин и дум позволило определить, что музыкальные элементы подчиняются словесно-поэтическому тексту, синтаксическому составу, служит средством эмоционального усиления смыслового содержания.
Произведения обоих жанров отражают приверженность к православной вере. Таким образом, объединяющими признаками думы и былины являются:
- Музыкальность;
- Песенность;
- Эпический размах;
- Исполнение речитативом;
- Героический пафос.
Язык дум и былин тоже имеет сходства. Склонность к сравнениям, эпитетам, метафорам ярко выражена в обоих жанрах.
Между былиной и думой существует ряд различий. В первую очередь, исторический контекст. В былинах он условен и опоэтизирован, часто не претендует на достоверность. В произведениях этого жанра сильно сказочное начало. Здесь много мифических существ, обладающих сверхъестественными способностями.
Элементы расхождения можно встретить и во времени существования былин, которые достаточно скоро перестали создаваться, а думы сохранились даже в начале 20 века.
Важным является национальный вопрос. В былинах отражались черты русского менталитета, а в думах – особенности национального самосознания.
Центральным ядром былин является представитель высшей власти, а в думах этого ядра нет. У героев дум побудительным мотивом является стремление к освобождению.