Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Жанровое своеобразие рассказов А. Платонова 40-х годов

Определение 1

Роман-хроника — это последовательное изложение событий, происходивших в жизни одного человека (семьи) на протяжении многих лет.

«Житийный» рассказ и рассказ-сказание в творчестве Платонова

Начало творческого пути А. Платонова в прозе связано с созданием многочисленных фантастических рассказов новеллистического типа, рассказов-анекдотов, что говорит о фрагментарности его видения мира. Но в этот период происходит процесс активного поиска форм синтеза. Так, рассказы объединяются в циклы, появляются новые жанровые модификации «малой прозы» - «житийный» рассказ, рассказ-сказание.

Замечание 1

В «житийном рассказе» повествование получает черты жизнеописания, которые характерны в полной мере для классического реалистического романа.

Первую попытку создать произведение, в котором бы жизнь главного героя была представлена от начала до конца, Платонов предпринял в 1924 году в рассказе «Бучило». Затем, на протяжении 20-х годов, Платонов несколько раз обращался к хронотопу жизненного пути в следующих произведениях:

  • «Сокровенный человек»,
  • «Эфирный трактат»,
  • «Происхождение мастера»,
  • «Песчаная учительница»,
  • «Чевенгур».

Но жанр «житийного» рассказа в творчестве Платонова по-настоящему развивается в 1930-1940-х годах, когда писатель обращается к «семейной» теме. В этот период он создает многочастные рассказы, которые и по внутреннему содержанию, и по объему похожи на небольшие роман или повести:

  • «На заре туманной юности»,
  • «Река Поту-дань»,
  • «Глиняный дом в уездном саду»,
  • «Такыр»,
  • «Афродита».

Вторая половина 30-х и все 40-е годы ознаменованы появлением в творчестве Платонова шедевров «малой» прозы» (например, «Бессмертие», «Фро», «В прекрасном и яростном мире», «Третий сын», «Одухотворенные люди», «Афродита», «Возвращение» и т.д.). Но при этом нельзя из виду упускать специфику «большой» прозы этого периода.

«Жанровое своеобразие рассказов А. Платонова 40-х годов» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Новеллизация «больших» жанровых форм и романизация «малых»

Новеллизация больших эпических форм, романа и повести, своим источником имеет сдвиг в художественном мышлении писателя, который произошел в связи с гуманистической катастрофой начала 20 века. Мир ему больше не представляется возможным изобразить в его целостности, так как эта целостность утрачена, так же, как и чувство стабильности. Миром правят парадокс и случай. А желание восстановить «круглую пышность мира» разбивается о невозможность сделать это. Расшатываются и эпические основы романа. В этот период появляются новеллистические романы, которые отбрасывают романность и стремятся вернуться к жанровой форме «малой» прозы. В таких романах главы напоминают завершенные новеллы, который могли бы составить цикл, такими являются повести Платонова «Впрок», «Сокровенный человек», роман «Счастливая Москва», «Чевенгур».

Эти произведения «вышли» из одного литературного и исторического времени, когда цикл считался альтернативой роману, а циклизацию рассматривали как конструктивный принцип для больших эпических форм. Бесфабульный тип связи, свойственный циклу, который проявляет себя в обзорной композиции без единого фабульного стержня, но с единством идейно-тематической задачи, заменяющей его, углом зрения и коммуникативной стратегии, в соответствии с которыми материал отбирается и группируется, перекочевал в роман и повесть. Данный факт означает распространение бесфабульного романа, произведений, носящих эклектичный характер, с «рыхлой» фабулой, но с существенно возросшей композиционной ролью образа автора. Внутренний сюжет произведения, который в ассоциативной последовательности связывает все компоненты произведения, зависит от развития мысли автора.

Целостное единство прозы Платонова обусловлено сложной диалектикой эпического и фрагментарного начала. Это проявилось в процессах новеллизации «больших» жанров и романизации «малых», а цикл стал пространством компромисса, где эти два разнонаправленных процесса пересекаются и взаимодополняют, взаимообогащают друг друга.

Замечание 2

Художественный образ мира писателем осознается не только отдельными произведениями, но и их «ансамблями» - сборниками рассказов, циклами, метажанровыми единствами.

И если рассказ – это метажанр прозы Платонова, то циклизация – это метажанровый процесс, который обеспечивает единство жанровой системы А. Платонова. Само прозаическое творчество писателя обретает черты большого цикла, внутри которого содержатся «циклы-периоды».

По мнению ряда исследователей, роман является повествовательной и жанровой стратегией, организующей творчество Платонова. Н.В. Корниенко считает, что внутренняя целостность художественного мира Платонова включает в себя жесткую цикличность творчества, свою логику в каждом цикле, которая организуется в первую очередь установкой на создание романа.

«Большая» проза Платонова, его некоторые повести и романы являются не только результатом романизации, они отбрасывают свою романность и стремятся вернуться к жанрам «малой» прозы. Например, главы произведений «Впрок», «Сокровенный человек», «Чевенгур» напоминают законченные новеллы. А роман «Счастливая Москва» в своей незаконченности и привязанности к художественному контексту имеет яркие признаки фрагмента и тем самым приобретает статус романа-фрагмента. Н.В. Корниенко считает, что роман «Счастливая Москва» в замысле платоновского «Путешествия» должен был стать первой частью нового романа.

Такие явления - это результат новеллизации – жанрового процесса, противоположного романизации.

Для художественного исследования быстро меняющейся, бурной действительности переломной эпохи роман является менее подходящей формой, в отличие от рассказа, очерка или повести. Но если роман появляется, он подражает циклу рассказов или очерков, внутренние связи ослабевают, а сюжет становится аморфным. Роман получает преимущественное развитие в биографической или хроникальной форме, что и наблюдается у Платонова. Писатель задумал свой первый роман «Зреющая звезда» как роман-биографию. А появившийся позже роман «Чевенгур» несет в себе черты и хроники, и биографии.

Дата последнего обновления статьи: 13.06.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot