«Маленькая поэма» - это лироэпическое произведение, которое в себе сочетает сюжетное повествование о событиях и эмоциональные высказывания повествователя, создающие образ лирического «я».
Жанровые особенности «маленькой поэмы»
Определение жанра «маленькой поэмы» в литературоведении не имеет теоретической базы. «Маленькая поэма» - это особая форма в творчестве Сергея Есенина. В «маленьких поэмах» Есенина преобладают черты романтизма: столкновение эпического и лирического начала как позиции личности и судьбы с внеличными силами (социальными, историческими или космическими). Самовыражение поэта в революционно-романтических поэмах в 1917-1920 гг. приобретает общечеловеческое значение. Здесь художественный образ прежде всего создается для выражения отношения к тем или иным явлениям. Сюжетность «маленьких поэм» этого периода сочетается с лирическими отступлениями, которые предстают в виде:
- Молитвенного слова;
- Внутреннего монолога героя;
- Стилизованной проповеди и т.д.
Синтетическая связь эпического и лирического, таким образом, выступает как единство темы, художественной системы, мотивной структуры. Все это делает жанр «маленькой поэмы» оригинальным, тонко передающим веяния революционного времени и постреволюционного периода искренне и ярко.
По мнению исследователей, «маленькая поэма» С. Есенина отличается прерывистым развитием фабулы. В ней эпический сюжет скрывается за чередованием разнотемных и разнотипных лирических высказываний. Своеобразно изменяется и внешняя форма поэмы.
В.И. Харчевников, исследователь творчества С. Есенина, отмечает, что «маленькая поэма» - это лирический монолог с постоянно меняющимся объектом. Она отличается от традиционной лирической поэмы объективацией лирического переживания, повышенной императивностью.
Несмотря на недостаточность теоретической базы, «маленькая поэма» является самостоятельным жанром русской литературы. Этот жанр можно назвать авторской формой, так как в ней обнаруживаются и признаки лирического стихотворения, и признаки эпоса.
Признаки лирического стихотворения в «маленькой поэме»:
- Воспроизведение субъективного чувства, настроения автора;
- Семантическая напряженность.
- Признаки эпоса:
- Присутствие конфликта;
- Символико-философский характер сюжета;
- Стремление тематически обособленных фрагментов к циклизации и превращению в единое эпическое пространство.
Именно в этой двойственности заключается сложность определения родовой принадлежности «маленькой поэмы».
«Маленькая поэма» в творчестве С. Есенина
Анализируя произведения С. Есенина, М.М. Бахтин отмечает, что их содержательный элемент близок к В. Маяковскому, но подход к нему отличается. У Есенина за городскими образами скрывается другой план – гибель и разложение. А в личном у поэта отражено общее социальное явление – уход той старой России, которую так любил Есенин. И это отразилось в деталях: предметы разлагаются, распадаются. При этом если у Маяковского разложение понимается реалистически, то у Есенина оно обогащено символическим элементом.
В поэзии С. Есенина параллельно существуют два жанра. Мировоззрение поэта в стихотворениях малой формы – чувства лирического героя. Поэт расширяет содержательные границы художественного текста и обращается к жанру «маленькой поэмы». Здесь важное значение приобретает большое пространство, меняется функциональность образа. С 1917 года в творчестве Есенина именно эта жанровая структура становится самой разработанной. По тематике она во многом согласуется с лирическими зарисовками революционной эпохи. Поэмы 1917-1920 гг. объединены общим мотивом любви к родимому краю, к России. Но в своем исполнении они оригинальны: в соединении эпического и лирического начала важное место занимают чувства героя, которые отражают собственное «я» поэта.
Примечательно, что в есениноведении 1917 года стирается – нет достоверной информации о датировке произведений, нет критической литературы.
«Маленькая поэма» С. Есенина – это многочастное произведение, состоящее из нескольких главок, которые представляют собой циклическое единство, основанное на сложных ассоциативных и сюжетно-тематических связях. «Маленькая поэма» С. Есенина, таким образом, это небольшой цикл, который построен по идейно-тематическому принципу. Такой цикл подчиняется целостному субъективно-эмоциональному началу, которое осложнено идейно-тематической коллизией, историзмом, и включает в себя:
- Лирическое стихотворение;
- Авторские отступления;
- Стилизованные элементы.
Все это приближает его к лироэпической поэме. Именно такое строение цикла указывает на тяготение к более масштабной проблематике, развитию линии лирического героя, появлению сюжета.
Ярким примером перехода от стихотворения к «маленькой поэме», где четко прослеживается приближенность к повествовательному содержанию», является «Тучи с ожереба». Это произведение, сложное по структуре, близко к «маленькой поэме».
В.И. Харчевников отмечает библейскую тематику «маленьких поэм» 1917-1919 гг. В них исследователь увидел лишь пророческие и апокалипсические мотивы («Сельский часослов», «Инония» и т.д.). Однако каждая из этих поэм – это циклическая система, которая включает стилизованные элементы молитвенного слова, иконы, евангельского эпизода. Все они представлены в синтезе эпического и лирического начал.
В поэзии Сергея Есенина в 1917-1920 гг. особое место занимает метафора. Художественная мотивированность средств выразительности, образность языка и особая звуковая организация создают емкую форму. В «маленькой поэме» проявляются стилевые особенности романтической поэмы, которые заключаются в фрагментарности сюжета, ослаблении фабульного элемента, особом звуковом оформлении. Сюжет подчиняется лирическому развертыванию. В «маленьких поэмах» в едином контексте эпические и лирические элементы соединяются, что позволяет расширить границы стихотворения малой формы.