Ольфакторный – это обонятельный, относящийся к области восприятия запахов.
Роль ольфакторных включений в романе «Тихий Дон»
М.А. Шолохов на страницах романа «Тихий Дон» представляет яркий и выразительный казачий мир, стремится воссоздать поэтику донского края образно и экспрессивно запечатлеть реалии и погрузить читателя в неповторимую атмосферу казачьей жизни. Для этого Шолохов задействует пять человеческих восприятий: слуховое, зрительное, вкусовое, осязательное, обонятельное.
Зрительное восприятие является доминирующим, так как человек большую часть информации о внешнем мире получает через зрение. Цвет оказывает воздействие на физическое и душевное состояние человека, так как является сигналом, вызывающим реакции – эмоциональные, физиологические, культурологические. В связи с этим появилась цветовая символика, широко используемая в художественной литературе.
В словесном искусстве в качестве полноценного художественного материала выступает запах. Сами по себе запахи практически не обладают самостоятельной символикой. Они получают свои смыслы за счет источника или носителя запаха, его интенсивности. Так, сильный запах может быть признакам чрезмерности, неумеренности, а хрупкий, тонкий аромат – признаком высокой культуры. В тексте запах может быть еле уловимым, тягучим, густым. Но запах никогда не может быть случайным – он всегда значим.
В романе М. Шолохова можно выделить целый спектр ольфакторных включений. Запахи в романе выполняют следующие функции:
- Маркируют персонажей;
- Являются средством характеристики персонажей, например, социальной;
- Создают определенное настроение.
Восприятие героями романа различных запахов
В произведении Шолохова, следуя народной традиции, именно с помощью ольфакторного элемента символизируются ключевые моменты в жизни персонажей, пограничные ситуации, такие как рождение, смерть, свадьба, болезнь. Восприятие героями запаха прежде всего связано с ассоциациями и воспоминаниями, которые вызывают эти запахи.
В «Тихом Доне» запах является культурным феноменом, то есть социально-историческим. Запахи, как звуки, являются специфическими маркерами эпохи. Например, писатель использует такие метафоры: «запах гари», «запах крови» - как знаки войны и революционных потрясений, «запах пота» - знак земледельческого труда.
В начале романа М. Шолохов использует запахи для описания жены Прокофия Мелехова. Он отмечает, что ее шаль пахла «неведомыми запахами». Для героев романа запах связан с конкретным человеком и воспоминаниями о нем. Так, Григорию показалось, что он ощутил ««дурнопьяный», тончайший аромат Аксиньиных волос».
Культурные смыслы ольфакторных включений подвижны, зависят от множества факторов. Запах не является нейтральным. Воспринимается, в зависимости от контекста, или как «приятный», или как «неприятный». В большинстве культур чужие телесные запахи имеют негативную коннотацию. Запах мужчины при этом оценивается как менее приятный, нежели запах женщины, если на оценку не оказывают влияние дружеские или интимные отношения. Шолохов в своем романе воссоздает именно такую ситуацию: для Аксиньи запах любимого мужчины «родной, пьянящий», притягательный, когда она рядом с ним.
Запахи табака, махорки могут наделяться позитивной или негативной семантикой. Аксинья жадно вдыхает знакомый, смешанный запах табака и мужского пота, исходивший от Григория. Этот запах в восприятии героини присущ только ее любимому. Аксинье кажется, что она лишь по этому запаху с завязанными глазами может отличить своего мужчину среди тысячи мужчин. таким образом, в определенном контексте «грубые», «деревенские» в своей основе ароматы тяготеют к позитивному полюсу.
Григорий, когда сравнивает себя с белыми офицерами, сравнивает именно ольфакторный элемент. От офицеров, никогда не работавших физически, даже на фронте пахнет чистым телом, мылом и «бабьими притирками», в то время как от самого Григория исходят только грубые животные запахи. Писатель в романе неоднократно подчеркивает, что натруженные руки казаков пахнут конским потом и табаком. Григорию кажется, что офицеры – «белая кость», эстеты, и они представляют собой особую касту, в которую ему вход закрыт.
Запахи при описании дома, природы родного края
У Шолохова запахи обращены к естественному, животному началу. Запах пота – это запах работящего человека, запах трав, чабреца, земли – образ природы, запах кваса или хлеба – запах дома.
В романе «Тихий Дон» запахи являются знаками почти физического переизбытка жизни. Весной запахи пьянят. Интенсивный аромат «молодой травы» ассоциируется с пробуждением земли, степи, чернозема к жизни.
Интенсивность жизни персонажей акцентируется процессом цветения трав, когда сухой ветер из степи доносит запахи цветущего чабреца. Все природное, натуральное, создающее быть казака, для героев, как правило, обладает позитивной оценкой, включая и запахи. Это естественное близко миру героев, ведь оно неразрывно связано с предметным мироощущением казаков, и их пониманием единства человека и природы.
Писатель использует запахи при воссоздании картины казацкого быта. Так, за Дон уходит обоз казаков, в котором смешаны самые разные ароматы: пахнет «деревом бричек, домашней утварью», «конским и бычьи потом». М. Шолохов упоминает в романе ряд ароматов, ежедневно сопровождающих жизнь казаков: запах сена, чернозема, пшеницы. Герои произведения дышат запахом степи, ароматом полыни и ковыля, и не могут им надышаться.
В романе «Тихий Дон» запах степи отражает философию бытия через призму природного мира, утверждает близость человека к земле. А война поглощает смесь с ее запахом полыни. Степь теперь казакам кажется голой, пустой гибельной. Писатель отмечает, что даже травы излучают запах тлена.
В чужих краях травы и земля пахнут по-другому. Григорий неоднократно растирает полынь, нюхает ее и с тоской думает, что это не то, это – чужое. Таким образом, запах становится связующим звеном с прошлым и ключом в сладким воспоминаниям.
Запахи, связанные с семьей и домом, для героев всегда положительны. Запахи дома, земли, семьи – сладкие, родные, дорогие для казаков, символизируют гармонию и мир, пробуждают у героев сильные воспоминания.