Тема выбора в литературе
Вечные темы (в искусстве) - традиционные, неисчерпаемы проблемы, всегда актуальные в любом обществе, которые можно по-разному интерпретировать в разные исторические эпохи.
К ряду вечных проблем относятся, конечно, противостояние добра и зла, света и тьмы, конфликт разума и чувства (или долга и чувства), вопрос смысла жизни человека и многие-многие другие. В один ряд с этими вопросами можно поставить и проблему выбора.
Каждый человек на протяжении своей жизни делает огромное количество различных выборов. Часть из них он делает, даже не осознавая это. Другие же решения оказываются настолько тяжелым, что порой человек не может поступить правильно.
Литература, в том числе и русская литература, отразила и тот, и другой тип выбора, однако именно второй часто становился двигателем сюжета, сердцем конфликта, отражённого в произведении.
Очень многие литературные проблемы так или иначе сводятся к проблеме выбора.
Герои выбирают между разумом и чувством, честью и бесчестием, местью и великодушием, состраданием и равнодушием. Авторы часто создают на страницах своих произведений условия, которые позволят им понаблюдать за действиями персонажа и продемонстрировать читателям последствия правильно и неправильно сделанного выбора.
Иными словами, проблему выбора можно найти на страницах практически любого литературного произведения, нужно только вглядеться.
Нравственный выбор
Одной из разновидностей выбора, с которым встречаются персонажи литературных произведений, является нравственный выбор. Герои, оказавшись в тяжелой ситуации, выбирают между тем, что правильно, и тем, что легко. Они размышляют о правах и свободах человека. Часто они вынуждены принимать тяжелые, невозможные решения.
Проблема нравственного выбора встречается в следующих произведениях:
- «Мастер и Маргарита», М.А. Булгаков;
- «Преступление и наказание», Ф.М. Достоевский;
- «Капитанская дочка», А.С. Пушкин
В знаменитом романе Булгакова «Мастер и Маргарита» наряду с другими персонажами свой выбор делают Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат. Иешуа, находясь на допросе, строго придерживается своих принципов, осознавая, что если скажет правду, то будет казнён. И на допросе, и на казни он не изменяет себе: говорит правду, прощает, проявляет безграничное терпение. Между смертью и ложью Иешуа выбирает смерть. Понтий Пилат же, оказавшись в ситуации выбора, совершает ошибку. Выбирая между сохранением своей должности и возможностью спасти невиновного и безобидного философа от казни, Понтий предпочитает должность. Храбрец на поле боя, здесь он струсил, оказавшись не в силах выбрать то, что правильно, а не то, что легко.
Булгаков, поставив своих героев в ситуацию нравственного выбора, продемонстрировал читателям, как человек может избежать нравственного падения.
Проблема нравственного выбора - одна из самых популярных тем, исследуемых русскими писателями.
Ещё одним героем, ошибившимся при совершении нравственного выбора, является Родион Раскольников из «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского. Желая проверить свою безумную теорию о превосходстве одних людей над другими, Раскольников выбирает убить старуху-процентщицу. Это убийство должно было сделать его победителем, «право имеющим», однако практически сразу герой осознаёт, что совершил ужасную ошибку.
Достоевский, чьи романы известны своей тонкой психологичностью, показал человека, доведённого до крайности, и свернувшего не туда. В конце произведения, впрочем, Раскольников возвращается на путь истинный благодаря Соне Мармеладовой.
В «Капитанской дочке» А.С. Пушкина с выбором сталкиваются жители Белогорской крепости, в том числе и главный герой произведения, Пётр Гринёв. После захвата крепости Пугачёвым каждому солдату был предложен выбор: присоединиться к восстанию и жить или же отказаться и умереть. Все офицеры, кроме Алексея Швабрина, предпочитают смерть продаже своей чести и своих принципов. «Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу» - так отвечает Гринёв на предложение Пугачёва. На примере Швабрина и Гринёва Пушкин показывает читателям, как люди совершают правильный и неправильный с моральной точки зрения выбор.
Выбор в любви
Не менее распространённой и не менее важной проблемой, поднимаемой русскими писателями, является проблема выбора жизненного пути. Во все времена, во всех точках земного шара люди, влюбляясь и вставая перед каким-то выбором, страдали, не зная, какой путь им стоит избрать. Эта проблему исследовали в своих произведениях и русские писатели.
Проблема выбора в любви встречается в следующих произведения:
- «Евгений Онегин», А.С. Пушкин;
- «Анна Каренина», Л.Н. Толстой
Главная героиня романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна Ларина является одним из самых известных русских женских персонажей. И любимой героиней самого Пушкина. На страницах произведения Татьяна вынуждена столкнуться со сложным выбором. Не увидев взаимности от Евгения и расставшись с ним на несколько лет, Татьяна вновь видит его, уже будучи замужней женщиной. Её чувства к Онегину по-прежнему сильны, но когда тот предлагает ей выбрать его, Татьяна отказывает, произнося самые, пожалуй, известные свои слова:
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Выбирая между любовью к Онегину и верностью мужу, Татьяна останавливается на нравственно правильном варианте.
Выбор - это не всегда решение между правильным и неправильным. Порой это просто предпочтение одного другому без приобщения категории правильности.
Вынуждена выбирать и заглавная героиня романа Л.Н. Толстого Анна Каренина. Её любовный выбор является одним из самых известных русских литературных сюжетов. Анна Каренина, жена и мать, искренне и горячо полюбила графа Вронского. На одной чаше весов для неё находились эти чувства, а на другой - семья, состоящая из любимого ею сына и нелюбимого мужа. Каренина выбрала пылкую любовь вместо мирного и даже скучного существования в семье, из-за чего в конце концов потеряла всё, что ей было дорого, и решила покончить с собой.
Русские писатели обращались и к другим подтемам проблемы выбора:
- Проблема выбора жизненного пути;
- Проблема выбора на войне и др.