Биография писателя
Знаменитый советский писатель, поэт и сценарист Владислав Петрович Крапивин родился 14 октября 1938 года в Тюмени. Его родители были педагогами, всего в семье было трое детей.
Еще в детстве у Владислава обнаружился талант сочинять удивительные истории. В 1956 году Владислав Крапивин поступил в Уральский государственный университет имени А. М. Горького на факультет журналистики. В это время будущий писатель начинает посещать литературный кружок.
Большое влияние на писателя оказало творчество К. Г. Паустовского. Крапивин очень внимательно изучал его работы, присутствовал на похоронах писателя.
В 1963 году Владислав Крапивин посещал секцию детской литературы Л. Кассиля. Он так же работал журналистом в таких периодических изданиях как «Вечерний Свердловск» и «Уральский следопыт».
Первый рассказ писателя появился в 1960 году в журнале «Уральский следопыт». А уже в 1962 году вышла в публикацию первая книга В. Крапивина «Рейс „Ориона “».
В. Крапивин на протяжении своей жизни интересовался вопросами педагогики и проблемами детства. Он изучал работы по педагогике Я Корчака, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского.
В 1961 году создал детский отряд «Каравелла». Предпринимались попытки остановить деятельность этой организации, но В. Крапивину удалось отстоять свое дело. Литературная работа писателя была неразрывно связана с его педагогической деятельностью.
В 1964 году писатель стал членом Союза писателей СССР. Позже стал профессором Тюменского государственного университета, где так же руководил кружком литературного мастерства.
В этом же году писатель женился на Ирине Васильевне Крапивиной, которая работала преподавателем начальных классов. У В. Крапивина двое сыновей. Старший сын - художник и поэт, младший реализовал себя как музыкант и писатель.
В 1980-х годах В. Крапивин написал цикл педагогических статей, которые были опубликованы в «Учительской газете». Он говорит о важности и ценности детства для ребенка. Он считает важным наличие в жизни мечты, высоких понятий. В. Крапивин считал важным принцип сотрудничества детей и взрослых.
В 2011 году в Тюмени был открыт музей Владислава Крапивина, там представлены вещи из жизни и творчества писателя.
В 2013 году Владислав Крапивин переехал в Екатеринбург.
В 2006 году была введена ежегодная Международная детская литературная премия имени В. П. Крапивина. Премия присуждается раз в год российскому или зарубежному автору, который пишет произведения для детей и юношества любых жанровых и композиционных форм (роман, повесть, пьеса, книга рассказов или стихов), в виде книг и публикаций в прессе, а также наиболее интересные (по мнению оргкомитета) рукописи готовые к публикации.
На сегодняшний день писателю уже 80 лет, он живет и продолжает работать в Тюмени.
Творчество Крапивина
Владислав Крапивин пишет свои произведения для детей и о детях. В своем творчестве он поднимает важные нравственные темы, которые волнуют детей. Произведения В. Крапивина помогают детям понять сложные жизненные ситуации и разобраться в них. В. Крапивин пишет свои произведения для того, чтобы помочь юному поколению понять жизнь, научиться в ней разбиваться.
В 1980 году выходит повесть писателя «Дети синего фламинго». Это достаточно непростое произведение, которое сочетает в себе и трагедию и притчу, и антиутопию, и гротеск. Главный герой этого произведения отважный мальчик вместе с незнакомцев отправляется на таинственный остров что бы освободить его население от страшного Ящера, который живет на этом острове. Конец у повести положительный. Это обязательное условие произведений В. Крапивина для детей.
«Колыбельная для брата» еще одно произведение В. Крапивина написанное в 1978 году. Главным героем повести является мальчик Кирилл, который верит в справедливость и всячески борется за нее. Проблемы, которые поднимал В. Крапивин, в этой повести вызвали большой резонанс. Не все литературные издания решались ее напечатать.
В своих работах В. Крапивин поднимает традиционные для детских произведений темы: добро и зло, смелость и трусость, одиночество и дружба.
Традиционный герой произведений В. Крапивина — это маленький мальчик, беззащитный снаружи и сильный и отважный внутри. Читая произведения В. Крапивина, мы видим, что писатель хорошо разбирался в подростковой психологии, поэтому использование его повестей и рассказов в школьной программе положительным образом скажется на становлении личности детей и подростков. Произведения В. Крапивина написаны легким доступным языком, понятным для ребёнка. Его повести позволяют сформировать познавательный интерес, учат правильному поведению в различных ситуациях.
В центре произведений В. Крапивина всегда стоит ребёнок, мир, который представлен нам в работах автора, изображен не с точки зрения взрослого, а с точки зрения ребенка.
Наиболее известные произведения В. Крапивина:
- "Восьмая звезда"
- "Табакерка из бухты Порт-Джексон"
- "Та сторона, где ветер"
- "Мальчик со шпагой"
- "Мушкетёр и фея"
- "Ковёр-самолёт"
- "Журавлёнок и молнии"
- "Сказки Севки Глущенко»"
«Та сторона, где ветер»
«Та сторона, где ветер» - повесть В. Крапивина, которая была опубликована с 1964 по 1966 годы. В повести фигурируют два главных героя – Генка и Вадик, оба мальчика очень любят пускать воздушных змеев. Мальчики очень разные. Генка – хулиган, он не хочет учиться, постоянно конфликтует с родителями, имеет непреклонный авторитет среди своих товарищей.
Генка знакомится с Вадиком. Вадик в раннем детстве ослеп в результате несчастного случая, его растит один отец, так как мать сбежала, когда узнала о болезни сына. У мальчика очень упорный и стойкий характер. Он посещает обычную школу, катается на велосипеде и мечтает стать метеорологом. Два мальчика встретившись многому учатся друг у друга. В своём произведении В. Крапивин поднимает несколько важных проблем. Во-первых, это тема детской дружбы, во-вторых любовь и взаимопонимание детей и родителей. Достаточно острая тема, поднятая в этой повети, – это тема адаптации инвалида к социуму и тема адаптации инвалида, который выздоровел, к новым условиям жизни. В конце повести Вадику сделали операцию, и он снова стал видеть, но мир для ребёнка изменился, ему приходится заново учиться взаимодействовать с этим миром.