«Вишневый сад» - это последнее драматическое произведение А.П. Чехова.
История создания произведения, жанр
Пьеса «Вишневый сад» является последним драматическим произведением А. П. Чехова. История создания произведения началась в Таганроге, где находилось родовое имение писателя. Отец А. П. Чехова был вынужден продать имение, чтобы расплатиться с долгами. А.П. Чехов лично испытал весь спектр чувств, связанных с потерей родового имения, поэтому создать образ Раневской ему не составило никакого труда. Писатель был хорошо знаком с прототипом Гаева – А.С. Киселевым, который тоже был вынужден продать усадьбу, чтобы поправить финансовое положение.
Изначально А. П. Чехов задумывал создать смешную, легкую пьесу, главным действием в которой должна была быть продажа имения на аукционе. Однако впоследствии писатель отказался от этого замысла. Чехов, наблюдая процесс обнищания и вырождения дворянства как класса, не мог проигнорировать трагизм происходящего, и потому вместо комедии появилось правдивое и грустное произведение, созданное на основе жизненного опыта.
Определить жанр произведения А.П. Чехова непросто. Сам писатель называл пьесу комедией, однако литературоведы и театральные критики не были согласны с его мнением и относили произведение к жанру драмы или трагикомедии.
В пьесе множество элементов «театра абсурда». Часто реплики персонажей не имеют логической связи и смысла, обращены в никуда, будто герои разговаривают сами с собой. Произведение изобилует несостоятельностью коммуникации и разрушенными диалогами. Суть экзистенциальной проблемы, присущей театру абсурда – это отчуждение личности от общества, одиночество каждого человека.
Тема, проблематика произведения
Основная тема пьесы «Вишневый сад» - тема времени. Эта тема не нова в литературе. Не каждый человек при смене эпох способен приспособиться, влиться в новое течение времени, найти свое место в новом мире, принять новый порядок.
Основной проблемой произведения является проблема непонимания одного поколения другим. Чехов мастерски изобразил конфликт поколений при помощи многоуровневой системы образов, в которой Гаев и Раневская являются символами прошлого, Лопахин – настоящего, а Аня и Петр – неопределенного будущего.
Ключевая мысль произведения – необходимость приспособиться к новому времени, чтобы выжить.
Кроме того, красной нитью через произведение проходит проблема отношений отцов и детей.
В произведении писатель проводит параллель между вишневым садом и Россией.
Композиция пьесы
Композиция произведения состоит из пяти частей. Экспозиция – первое действие пьесы. Все в доме ждут приезда хозяйки имения с дочерью – Раневская возвращается из Парижа. Домочадцы думают и говорят каждый о своем, не слушая друг друга, поэтому многие реплики персонажей звучат невпопад. Такая разобщенность напоминает разноголосую Россию, в которой живут непохожие друг на друга люди.
Завязка происходит тоже в первом же действии. В доме появляется Раневская с дочерью. Домочадцы постепенно узнают, что хозяйке имения грозит разорение, но ни сама Любовь Андреевна, ни ее брат Гаев не в состоянии предотвратить неминуемое банкротство. План спасения появляется у Лопахина – он предлагает вырубить вишни и на месте сада построить дачи. Это помогло бы спасти имение, но хозяева это предложение отвергают.
Во втором действии продолжается обсуждение судьбы имения. Любовь Андреевна снова с презрением отказывается от помощи Лопахина. Она предпочитает бездействовать, предаваться воспоминаниям о прошлом. Гаев и купец постоянно спорят.
Кульминация пьесы – третье действие. Владельцы имения решают устроить бал. Пока они веселятся и развлекаются, усадьба уходит с молотка. Имение приобретает Лопахин, бывший крепостной Раневской.
Развязка произведения – четвертое действие. Любовь Андреевна возвращается в Париж и продолжает проматывать состояние. Герои после ее отъезда расходятся. В доме остается только старый слуга Фирс – о нем все забыли и оставили в заколоченном доме.
Краткая характеристика главных героев
В пьесе «Вишневый сад» действующие лица не делятся на главных и второстепенных. Все персонажи этого произведения главные, даже роли, кажущиеся эпизодическими, имеют большое значение для раскрытия главной идеи. Главные герои пьесы:
- Раневская,
- Гаев,
- Лопахин,
- Петя Трофимов.
Характеристика персонажей пьесы начинается с их социального представления. Например, Лопахин – купец, Раневская, Симеонов-Пищик, Гаев – помещики.
Аня и Варя, дочери Раневской, самые юные герои пьесы Чехова. Возраст указан и у самого пожилого персонажа – Фирса.
На протяжении пьесы герои раскрываются в полной мере, а их характеры обрисовываются в речевых характеристиках самих героев или других участников.
Любовь Андреевна Раневская в прошлом была богатой аристократкой, привыкшей жить по велению своего сердца. Супруг Раневской умер довольно рано и оставил кучу долгов. Пока Любовь Андреевна предавалась новым чувствам, погиб ее маленький сын. Раневская, считая себя виноватой в этой трагедии, сбежала от любовника за границу. Однако он последовал за ней и там ее буквально разграбил. Надежды Раневской на обретение покоя не оправдались. Героиня любит свое имение, свой сад, но спасти его не может. Также для нее немыслимо принять предложение Лопахина.
Гаев – брат Раневской. Ему свойственны все лучшие черты дворянства: щедрость, отзывчивость, образованность, умение сочувствовать, чувство прекрасного. Но все эти черты оказываются не нужными и переворачиваются в противоположную сторону. Так, щедрость оказывается транжирством, отзывчивость переходит в слюнтяйство, а образованность – в пустословие.
Ермолай Алексеевич Лопахин – купец, сын и внук крепостных крестьян. Благодаря своей целеустремленности, уму, чутью сумел стать миллионеров.
Петя Трофимов – «облезлый барин», вечный студент. Много говорит, но ничего не делает, живет мечтами.