Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Поэтика запаха в драматургии А.П. Чехова

Определение 1

Ольфакторные включения – это описания запахов в литературном произведении.

Особенности языка произведений А. П. Чехова

А. П. Чехов является одной из самых выдающихся и непостижимых личностей. Его произведения продолжают удивлять и увлекать читателя на протяжении многих поколений. В рассказах писателя нет избитости и «заштампованности», что свидетельствует о глубоком жизненном опыте. Отличительной чертой произведений Чехова является точное и меткое создание комических и сатирических образов. Писатель умело использует в своих произведениях средства создания комического и со всех сторон показывает сатирические характеры своих героев.

С самого детства писатель проявлял интерес к музыке. Эта любовь к музыке нашла отражение и во всем творчестве Чехова. Писатель сам признавался в использовании в своих произведениях музыкальных приемов. Музыкальное начало в его произведениях проявляется на различных уровнях. Например, он придает музыкальное звучание описываемой природе. По музыкальным законам построены и рассказы А.П. Чехова.

В своих рассказах Чехов часто использует фразеологизмы. Писатель всегда стремиться объединить краткость и талант, каждый его рассказ – небольшая миниатюра, за которой скрывается шедевр с глубоким подтекстом. Для того, чтобы точно и метко показать характеры героев, ситуации, Чехов использует устойчивые фразы и крылатые выражения. В рассказах Чехова встречаются фразеологизмы разных стилей, например:

  • Книжные;
  • Разговорные;
  • Просторечные.

Язык произведений Чехова поэтичен, символичен, многозначен, мелодичен. Это создает особое общее настроение и особое ощущение подтекста. Реплики и слова в пьесах Чехова кроме прямых значений обогащаются и дополнительными контекстуальными значениями и смыслами. Пьесы рассчитаны на подготовленного зрителя.

Чехов был убежден, что актерам и публике нужен интеллигентный театр.

Роль ольфакторных включений в драматургии А. П. Чехова

Для художественного сознания конца 19-начала 20 веков крайне значимым является искусство вербализации тончайших переживаний и ощущений, оттенков отношений, нюансов чувств. Такая «тонкая работа» во многом связана с атмосферой эпохи. Важную роль в создании атмосферности произведения играют ольфакторные включения. Например, выражение «витать в воздухе» можно рассматривать как указание на ольфакторную сторону абстрактных понятий, таких, как «мнения», «идеи», «настроения».

«Поэтика запаха в драматургии А.П. Чехова» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Эпоха Серебряного века способствует открытому обращению авторов произведений к сторонам художественной практики, ранее завуалированных, спрятанных. Это относится и к передаче атмосферности эпохи.

Художественный мир драматургии А.П. Чехова тоже наполняется запахами, хоть к ним писатель прибегает гораздо реже, чем к звукам. Чаще всего речь идет о неприятных запаха – вонь, смрад, запах пороха, мыла, серы, селедки, курицы, резкий запах цветочных духов и т.д.

Больше всех наполнено запахами бытие пьесы «Вишневый сад». В трех пьесах Чехов упоминает запах духов. Сам же писатель любил духи с тонким ароматом, но его персонажи чаще всего пользуются пачулями. Например, в пьесе «Безотцовщина» такие духи использует Трилецкий младший, и этот аромат очень раздражает окружающих. таким способом аллегорически выражается неприятие сына полковника в отставке, который не имеет вкуса ни к жизни, ни к своей профессии.

В пьесе «Вишневый сад» запах пачулей раздражает Гаева. Вообще у дворян обостренное обоняние, сразу же они чуют плебейское, чужое, отвергают его (например, Леонида Андреевича раздражает запах селедки, Любовь Андреевна сразу улавливает запах дешевых сигар).

От Яши постоянно пахнет неприятно – то дешевыми сигарами, то селедкой, то курицей, потому что сам человек «с душком». Яша в пьесе является самым непорядочным человеком, он хамоват, неблагодарен, угодлив, способен на предательство, жесток со слабыми.

Единственным аристократическим запахом, упоминающимся в пьесе «Вишневый сад», является запах коньяка. А то, что коньяком пахнет от Лопахина, является подтверждением тезиса о смене системе – Лопахин теперь причастен к аристократическому миру, а уделом аристократов теперь становится «селедка». А речь Лопахина после того, как он стал владельцем Вишневого сада, в контексте ольфакторной символики имеет особое звучание. В этом случае присутствует отсылка к вишневому саду, запах цветов которого подразумевается ремаркой в первой сцене: «Уже май, цветут вишневые деревья». Однако здесь же было указано, что окна в сад закрыты, дом отгорожен от запаха вишневых деревьев, но при этом распахнут запахам селедки и анчоусов.

Особую роль в драматургии Чехова играет тема воздуха. Например, когда Варя в пьесе «Вишневый сад» открывает окно, она говорит: «Боже мой, воздух!». И это выражение имеет принципиальное значение – воздух только в саду. Однако для Яши приятно «на чистом воздухе» выкурить сигару.

Новая жизнь в пьесе в этой связи воспринимается как победа «дыма» над воздухом» и «селедки» на «цветами».

После покупки вишневого сада Лопахиным чистый воздух покидает имение. С этого момента здесь царит совершенно другая атмосфера. В каком-то смысле это «дух предпринимательства и стяжательства».

Атмосферность произведения связана с вербализацией запахов, с тончайшей игрой ольфакторных позиций и темой вытеснения одних запахов другими. В этой сложной технике почти физически ощущаются две эпохи, они смешиваются, свиваются, как два запаха, пока наконец один из них не исчезает, а другой не заполняет собой все пространство, становясь воздухом.

Сведения об ольфакторной ауре эпохи можно встретить и в эпистолярных произведениях Чехова. В письмах писатель дает оценку ольфакторной среде, делится своими наблюдениями ольфакторного «жанра».

Ассортимент доминирующих запахов, которые составляли повседневную жизнь писателя, можно представить в контексте таких срезов, как:

  • Запахи цивилизации;
  • Запахи природы;
  • Ароматы любви;
  • Запахи пошлости;
  • Запахи болезни и смерти.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 16.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot