Рассказ – это небольшое художественное повествовательное прозаическое произведение.
Детство и юность Василия Шукшина
Родился Василий Макарович Шукшин в июле 1929 года в селе Сростки в крестьянской семье Макара Шукшина и Марии Поповой. Вскоре после рождения родители писателя вступили в местный колхоз.
В 1933 году отец Василия Макаровича был арестован. Его обвиняли в антисоветском заговоре, порче урожая и общего имущества. В скором времени Макара Шукшина расстреляли. Сначала Мария Попова детей воспитывала одна, затем вышла замуж за односельчанина. Отчима Василий Макарович называл добрым и любящим, «человеком редкого сердца». Семья жила бедно, дети часто недоедали. С появлением отчима, по признанию Шукшина, жить стало легче. Но началась война, и он погиб на Курской дуге.
В школе Василий Шукшин учился плохо, но очень любил читать. Читал все подряд. Книги он брал в школе. Иногда ему приходилось читать тайком – за плохие оценки мать запрещала писателю читать художественные произведения.
В школе будущий писатель активно занимался самодеятельностью. Он каждую неделю организовывал концерты, выступал в них и сам, читал стихи, разыгрывал сценки.
В 1944 году, после окончания семилетки, Шукшин поступил в автомобильный техникум в Бийске. Но он и там учился плохо, прогуливал, нарушал дисциплину. За год до окончания учебы Василий Макарович бросил техникум и вернулся в родное село, где устроился в местный колхоз. В 1946 году он уехал в Подмосковье. Там он устроился слесарем в трест «Союзпроммеханизации». Осенью 1949 году писатель был призван в армию. Шукшин служил на Балтийском флоте радистом. Сослуживцы запомнили его как неразговорчивого любителя книг и отличного специалиста. Во время службы в армии Василий Макарович начал писать свои первые произведения, среди которых рассказы «Двое на телеге» и «Разыгрались в поле кони».
После обострения язвы медицинская комиссия признала Шукшина негодным к службе. Василий Макарович вернулся в Сростки. Здесь он лечился и готовился к экзаменам, чтобы получить аттестат зрелости. После сдачи экзаменов Шукшин стал работать в местной школе для рабочей молодежи, где преподавал литературу и русский язык.
В скором времени Василия Шукшина назначили исполняющим обязанности директора школы. Кроме того, он стал секретарем комсомольской организации. Шукшин занимался агитацией, призывал рабочих учиться, выступал перед ними с лекциями. И в это же время в газете «Боевой клич» были опубликованы его работы – педагогические статьи «Учиться никогда не поздно», «Больше внимания учащимся вечерних школ».
В 1954 году Шукшин поехал в столицу поступать в Литературный институт. Но оказалось, что у абитуриентов должны быть опубликованные стихи или рассказы, которых у Шукшина не было. Тогда он подал документы во ВГИК. Писатель был принят на режиссерский факультет. Учиться Шукшину было тяжело, но он получал отличные оценки. Шукшин очень стеснялся деревенского говора и пробелов в знаниях, но старался наверстать упущенное.
В 1956 году состоялся дебют Василия Шукшина. Он сыграл в учебном фильме А. Тарковского» «Убийцы» главную роль. В 1957 году Шукшина пригласили поработать над лентой «Два Федора». Сначала Шукшин был ассистентом режиссера, но в скором времени ему было предложено исполнить главную роль в картине.
После премьеры Василия Макаровича стали приглашать в кино. Писатель много снимался:
- «Золотой эшелон»;
- «Аленка»;
- «Простая история» и т.д.
В 1963 году Шукшин наачал работу над своим первым фильмом – «Живет такой паренек». В основу сюжета легли рассказы писателя: «Коленчатые валы», «Красный водитель», «Гринька Малюгин».
После успеха фильма Шукшин написал сценарий для следующего – «Ваш сын и брат», в основу которого легли рассказы их книги «Сельские жители». В этой картине Шукшин хотел показать мир интеллигенции глазами деревенского человека.
Однако этот фильм был раскритикован, его называли поверхностным и слишком простым.
Для третьей картины, «Странные люди», Шукшин переработал свои рассказы: «Чудик», «Миль пардон, мадам!», «Думы». Картина провалилась в прокате, из ленты ценура вырезала несколько эпизодов, критики писали на фильм отрицательные отзывы.
В 1972 году Василий Шукшин снял четвертую картину. Фильм «Печки-лавочки» - это комедия о путешествии супружеской пары. Сценарий картины писатель создал сам. Фильм получил положительные рецензии.
Литературное творчество Василия Шукшина
Карьера Шукшина как писателя развивалась параллельно с режиссерской и актерской. В 1963 году вышел первый сборник Шукшина – «Сельские жители». Несколько месяцев спустя в журнале «Новый мир» были напечатаны рассказы «Красный водитель» и «Гринька Малюгин».
Темами рассказов В. Шукшина являются:
- Деревни и города;
- Искренности и притворства;
- Потеря корней;
- Поиск себя настоящего.
Несмотря на то, что им Василия Шукшина в первую очередь ассоциируется с деревенской темой, он прекрасно знал городскую жизнь, чувствовал извечные различия между городом и деревней. Писатель понимал, какие чувства испытывает деревенский человек, когда навсегда переезжает в город (рассказы «Выбираю деревню на жительство», «Космос, нервная система и шмат сала», «Срезал» и т.д.).
Тема притворства и искренности у Шукшина является одной из ключевых. У писателя была обостренная чувствительность к фальши. С самого детства судьба заставила его всматриваться в души людей, учиться понимать, где эта граница, после которой человек становится не собой.
Из этой темы вырастает тема потери корней. Для писателя эта тема самая болезненная. И о ней он размышляет во многих своих рассказах – «Крепкий мужик, «Мастер» и т.д. Писатель рассуждает о том, что между подлинной жизнью и предательством огромная пропасть, но ее очень легко перемахнуть – нужно лишь сделать несколько шагов, сказать несколько слов, поставит подпись в документе, совершить, на первый взгляд, обычный поступок. Казалось бы, это мелочь, но именно за этой мелочью стоит жизненный выбор, который возможно человек и не осознает, но совершит. Рассказ «Алеша Бесконвойный» - о том же, но с другой стороны. Это рассказ о том, что истоки человека дают ему силу жить. И эти истоки – не просто рядом, они скрыты в человеке, и их можно найти, нужно только желание.