Анна Ахматова является ярким представителем Серебряного века.
Об Ахматовой говорят как о преемнице Александра Сергеевича Пушкина. Он считал, что для того чтобы творить, поэт должен страдать и все время мучиться, думая о своем предназначении. Поэзия должна нести в массы эталоны дружбы и любви, чести и достоинства, милосердия.
В стихах Анны Андреевны отражается ее жизнь. Она считала, что через свое творчество она может влиять на чувства и эмоции людей. Ее стихи вряд ли смогут оставить равнодушным читателя, ведь в них слышится тонкий задушевный голос автора, глубина и красота чувств.
Особенности творчества Ахматовой
Писать поэтесса начала, учась в гимназии. В написании стихов у Анны не было учителей. Первый сборник, куда вошли написанные в годы учебы стихи - «Вечер», сразу привлек внимание критиков. После выхода в марте 1917 года второго сборника «Четки», о ней заговорили как о зрелом авторе. Критиков поразил талант молодой поэтессы, в ее творчестве они разглядели душевное состояние покинутой женщины.
Ее часто называли «мастером интимной лирики», а поэзию – «интимным дневником», «женской исповедью», «исповедью женской души». Свои душевные переживания она выражает простыми будничными словами. И эта будничность лишь усиливает затаенный психологический смысл. В стихотворениях Ахматовой остаются запечатленными важнейшие переломные моменты ее жизни, душевное напряжение. Это позволяет говорить о том, что в ее творчестве есть повествовательный момент, а на поэзию наложила отпечаток русская проза. Литературовед В. М. Жирмунский говорил о том, что жизненные ситуации в стихах Ахматовой изображаются в самый острый момент, как в новеллах. «Новеллизм» Анны Андреевны усиливается благодаря живой разговорной речи, произносимой вслух.
Для поэзии поэтессы характерен перенос неоконченной фразы на другую строку и своего рода психологический параллелизм – частый смысловой разрыв между двумя частями строфы. За этим разрывом скрывается ассоциативная связь.
В некоторых стихах Ахматовой можно наблюдать повествование не только от первого лица, но и совмещение повествовании первого и третьего лиц.
Психологическая глубина ее стихов выражается в разных приемах, таких как подтекст, деталь, жест, которые могут передать глубину чувства, либо его противоречивость. Это можно увидеть в стихотворении «Песня последней встречи», где героиня от волнения надела перчатку не на ту руку.
В лирике Анны Андреевны множество метафор, например: «трагическая осень», «лохматый дым», «тишайший снег». Очень часто ими она выражала любовные чувства. Метафоры поэтессы взяты из мира природы.
В числе примечательных особенностей творчества Ахматовой можно выделить необычные сравнения: «Душный зной, словно олово» // «Льется от небес до иссохшей земли»).
Так же часто она употребляла сочетание противоречащих друг другу определений: «Смотри, ей весело грустить. Такой нарядно обнаженной».
Большую роль в стихах имеет деталь. В стихотворении о своем кумире Пушкине «В Царском селе» Ахматова так описывает детали, что читатель сразу чувствует присутствие Александра Сергеевича на аллеях парка и узнает его интересы и особенности.
Важную роль Ахматова отдает цвету, ее любимый белый, а не любимый черный. Именно их контраст оттеняет противоречивость чувств и настроений.
Тема Петербурга и любви в поэзии поэтессы
Масштабной темой в поэзии поэтессы является тема любви. Как правило у нее она драматична и несчастна. Но эта тема не интимная, а наоборот масштабная и всеохватывающая. В ней отражаются сложность и богатство чувств человека, связь с миром. Героиня стихов не замыкается в себе, а видит всю красоту и безграничность мира, он ей дорог и любим.
Художественное мышление Ахматовой пронизано религиозными чувствами.
Поэтессе свойственна была нравственна оценка, ощущение своей греховности и стремление к покаянию, которое характерно для сознания православного человека.
Героиня стихов Анны часто предстает перед читателем с молитвой на устах. Писательница верила в то, что все грешники будут прощены Богом. Духовность автора создает использование религиозной лексики: лампада, монастырь, литургия, обедня, икона, колокольня, образа. В стихотворениях «Предсказание», «Причитание», цикл «Библейских стихов» используются такие жанры ее лирики как – исповедь, проповедь, предсказание, то есть то, что наполнено библейским содержанием.
Вместе с основной темой любви в творчестве Анны есть место теме Петербурга и людей, живущих в нем. Героиня стихов Ахматовой влюблена в этот величественный город, в его площади, набережные, колонны и статуи. Часто тема любви и Петербурга присутствуют вместе в стихах.
Первая мировая война, революция, Великая Отечественная война в лирике Ахматовой
Первую мировую войну Ахматова восприняла как народное страшное бедствие. С этого периода в ее творчестве чаще слышатся мотивы гражданственности, тема России, Родины.
В своем стихотворении «Молитва» она просит Бога забрать все, чем она дорожит, ради спасения своей страны.
Ахматова была патриотом своей страны. В период революции, когда перед каждым писателем встал вопрос о том, остаться на родине или покинуть ее, у Ахматовой был один путь, она оставалась верна своей стране.
В стихотворении «Мне голос был…» можно разглядеть любовь поэтессы к своей родине, она не может себя представить без России, она настоящий патриот.
Годы революции были очень тяжелыми для Анны Андреевны. Жизнь впроголодь, бедность и расстрел Гумилева обессилили ее. В 1920-е и 1930-е годы она очень мало писала, и ей казалось, что вдохновение совсем ее покинуло.
Положение усугублялось еще и тем, что к ней относились как к представительнице дворянской культуры, которая была против нового строя.
В 1937 году арестовали ее сына Льва. Да и сама она жила в ожидании ареста. В этот сложный период она чувствовала себя затравленным волком.
С 1935 по 1937 года она создает произведение, посвященное страшному периоду репрессий в стране, поэму «Реквием». Это произведение было напечатано лишь через 22 года после смерти писательницы. Содержание поэмы она держала в голове и решилась перенести его на бумагу только в 1961 году.
В «Реквиеме» Ахматова передает не только свои переживания о судьбе сына, он и атмосферу, страдания и переживания всего русского народа. Она вызывает к справедливости за каждого невинно обвиненного и погибшего в годы репрессий.
Начало Великой Отечественной войны Ахматова связывает с трагедией, с мировой катастрофой. К русскому народу, обессиленному репрессиями, Ахматова обращается с призывом переплавить боль и страдания в силу мужества. Об этом призыве она написала стихотворение «Клятва».
В стихах военных лет Ахматова пишет о детях. Для нее дети это еще и солдаты, идущие на фронт, офицеры и все, кто причастен к этой трагедии.
В военные годы она находилась в эвакуации в Ташкенте. Все ее мысли были о жестокой войне и надежде на победу.
В ташкентских стихах «Под Коломной», «Смоленское кладбище», «Три стихотворения», «Наше священное ремесло» Ахматова затрагивает тему памяти. Эта тема о прошлом России, о предках, о ее близких людях.
В стихотворениях 1950-1960-х годов возникает тема Родины.
В одном из лучших стихотворений последних лет «Родная земля» живет мысль автора от кровной принадлежности человека к родной земле.
До конца дней поэтесса не прекращала писать. Она писала о Питере, о его окрестностях, размышляла о смерти и жизни. И конечно она не переставала писать о любви, о том, что соединение двух сердец необходимо для людей. Диалог Анны Ахматовой с миром, людьми, природой был страстным, живым и правдивым.