Поединок жизни и смерти является ведущим событием и лейтмотивом творчества Твардовского, что вполне объяснимо историческими событиями, в условиях которых поэт создавал свои произведения.
Поэма «Дом у дороги» органично вырастает из «Теркина». Главными образами-мотивами в произведении стали дом, дорога, мать, отец, семья, которые существуют в произведении между двумя точками: жизнь и смерть.
История написания
В целом, после 1943 года в творчестве поэта наметился перелом, оно стало приобретать ноты трагизма.
Идея написать произведение, посвященное отображению жизни простой русской семьи, на долю которой выпало столько переворотов, войн, трагических событий зародилась у Твардовского еще в 1942 году. Твардовский хотел, чтобы дом у дороги стал символом, близким и понятным всем, кто потерял свой дом на войне.
По своей сути, произведение отражает внутренние размышления автора о жизни и смерти, о смысле человеческого бытия в трудные военные и послевоенные годы.
В отличие от «Теркина», в центре внимания автора – не солдаты, а мирные жители, в дома которых пришла война, жители, которые оказались втянуты в военные действия и которым грозит смерть. Борьба между жизнью и смертью в этой поэме достигает такого накала, которого не были ни в «Теркине», ни в других произведениях автора.
Символизм произведения
Как и в процессе создания «Теркина», создавая свой «Дом на дороге» Твардовский обращается к фольклорным мотивам. В фольклоре дом у дороги – место, где традиционно встречаются человек и нечистая сила, реальный мир с миром вымышленным, добро и зло.
В произведении Твардовского эти символы переосмысляются, утрачивают собственную абстрактность, становятся чем-то конкретным, земным, становятся символами жизни:
- дом становится основой бытия, без которой представляется невозможной сама жизнь;
- дорога превращается в символ движения, а, соответственно, также символизирует жизнь.
В годы войны, годы тяжелых потрясений оба эти символа приобретают новые смысловые оттенки. Война с ее жестокостью обрушивается на дом каждого, приводит к его разрушению, символизируя разрушение привычного уклада жизни. Потеряв дом, человек остается на дороге, дом и дорога сливаются. Дорога становится чем-то враждебным, тем, что уводит от дома. Отдельные исследователи видят в символизме дома истоки лиризма Твардовского, эпического характера произведений.
Поэма поднимает вопросы смысла человеческого бытия. Если в «Теркине» все понятно: идет война, солдат должен отдать жизнь за свою родину. Здесь же возникает вопрос: в чем же смысл человеческой жизни, если все разрушено, нет дома, разрушены сами основы бытия, семьи, всего, что составляет основу человеческой жизни.
Важно добавить, что в начале произведения автор неоднократно обыгрывает значения слова «жизнь»: «Бывайте живы», «жить», «по-жилому», «жизнь», «живой» и т. д., в результате чего слова начинают звучать как заклинание, от которого зависит сама жизнь.
Мотив материнства в произведении
Мотив дома и дороги сопровождается в произведении мотивом материнства, который в годы войны наполняется новым звучанием. Мать – олицетворение мужества, стойкости, ее образ вырастает до символа – мать-родина, мать-земля. Чувства матери обострены. И уже не имеет значения, кто стоит перед тобой:
- горожанка или колхозница;
- русская или латышка.
Перед читателем Мать, Жена перед лицом войны и смерти, способная на самопожертвование, подвиг:
«Не дам, не дам, уберегу
И заслоню собою,
Покуда чувствовать могу,
Что ты вот здесь, со мною.»
Мать противостоит смерти и побеждает, ведь так сильна ее любовь.
В поэме Твардовский провозглашает самоценность человеческой жизни. Его женские и мужские образы не жалуются на жизнь, им не свойственно равнодушие, они стремятся сохранить понимание смысла своего бытия даже в наиболее сложных, драматических условиях.
Герои «Дома…» - это не богатыри, не чудо-люди. Они сомневаются, горюют, стыдятся, отступают. Они часто стыдятся быть просто людьми в условиях, когда от них требуются нечеловеческие усилия. Но все они умеют любить:
«И та любовь была сильна
Такою властной силой,
Что разлучить одна война могла.
И разлучила…»
В данном аспекте в поэме отражаются размышления самого автора, который вспоминал:
«…я больше всего думаю о трех вещах: о войне, о своей работе и о тебе с детьми…»
Эти ценности являлись для Твардовского главными, составляли основу его мировосприятия, миропонимания, его каждодневного духовного существования. Во многом на особенности создания произведения оказала влияние личная трагедия автора – смерть горячо любимого сына Александра. Экзистенциальная ситуация в жизни автора была решена в пользу смерти, трагизм пережитого был перенесен в произведение.
В дневниках Твардовского он часто обращается к образу умершего сына, который «очень любил цветочки». И этот образ цветка в руках мертвого ребенка становится в произведении символом жизни, которой удалось победить смерть:
И дочка старшая в дому,
Кому меньшого нянчить,
Нашла в Германии ему
Пушистый одуванчик.
И слабый мальчик долго дул,
Дышал на ту головку...
Жизнь побеждает лишь потому, что содружество людей даже в невыносимых условиях плена помогло выжить маленькому ребенку. Люди, общество, природа – все вступает в борьбу с войной и смертью, провозглашая строительство нового «дома» взамен старого, разрушенного войной.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что поэма Твардовского выступает ярким образцом его зрелого творчества, в котором проявляются ноты трагизма, находят свой отзвук трагические события первой половины прошлого века, поднимаются наиболее значимые вопросы жизни и смерти личности. Произведение характеризуется высоким символизмом, глубиной, продолжая раскрывать темы, затронутые в «Теркине», однако рассматривая их уже в новых, послевоенных условиях, обстоятельствах.