История создания рассказа
«Поле бала» известный рассказ писателя Льва Николаевича Толстого, впервые опубликованный в 1911 году после смерти писателя.
В основе рассказа лежат реальные события, которые произошли с братом Льва Николаевича. Они надолго застряли в памяти писателя, поэтому спустя много времени он решил изложить их на бумаге. В процессе работы над рассказом Толстой несколько раз менял его называние: «Дочь и отец», потом — «А вы говорите». Этот рассказ Толстой планировал опубликовать в сборнике еврейского писателя Шолом-Алейхема, который был посвящен евреям, пострадавшим во время кишинёвского погрома.
Характеристика героев
- Иван Васильевич – главный герой, от его лица ведется повествование в рассказе, вовремя описываемых событий он был студентом в провинциальном городе, он был богат и знатен, отличительными чертами этого героя являются совестливость, впечатлительность, справедливость, сострадание. Он стал свидетелем мерзкой для него ситуации, поэтому решил не связывать свою жизнь с девушкой, чей отец издевается над людьми. Чрезвычайно эмоциональная натура.
- Варенька – возлюбленная главного героя, высокого роста, статная, любит светское общество, с обаятельной пленительной улыбкой, добрая, отвечала взаимностью на чувства Ивана Васильевича.
- Полковник Б. – пожилой, хорошо выглядит, статный военный, имеет ласковую улыбку, обходительные манеры, рассказчик делает вывод, что полковник ради дочери экономит на себе, например, носит только казенные сапоги. Совсем в ином свете предстаёт этот персонаж после бала, когда на городской площади происходит наказание беглого солдата, он жесток, за то, что другой солдат недостаточно сильно ударил беглеца, наносит солдату удар.
- Татарин – беглый солдат, которого полковник Б., отец Вареньки, возлюбленной Ивана Васильевича, жестоко наказывает на городской площади, его бьют шпицрутенами (шпицрутены - это длинные гибкие прутья диаметром около 4 см и длиной около 2 м), его вероятно приговорили к 1500 ударам, все это жуткое мероприятие сопровождается игрой на флейте и барабанным боем, несмотря на то, что солдат просит сжалиться над ним, солдаты продолжают его бить по приказу полковника.
Сюжет рассказа
Повествование рассказа идет от лица главного героя по имени Иван Васильевич. Происходит спор относительно того, что действительно определяет человеческую судьбу. Иван Васильевич считает, что на самом деле судьбу определяет банальная случайность. Для того, чтоб подтвердить свои слова, он рассказывает о том, что с ним произошло тридцать лет назад.
В 1840-е годы Иван Васильевич был молодым богатым дворянином. Он жил в небольшом городе, учится в университете. Главный герой испытывал любовное чувство к девушке по имени Варенька, она дочь полковника Б. Девушка отвечает взаимностью на чувства Ивана Васильевича.
Встретившись на балу, возлюбленные замечательно проводят вечер. Иван Васильевич счастлив от любви. На балу так же присутствует отец Варенки, полковник. На людях он ведет себя достаточно любезно. У всех вызывает умиление как отец и дочь вместе танцуют мазурку. Отец очень бережно относится к своей дочери.
Вернувшись домой Иван Васильевич не в силах заснуть от сильного любовного чувства. Рано утром он решает прогуляться по городу. На площади он становится свидетелем сцены, которая до глубины потрясла его душу. На площади наказывают солдата- татарина, который совершил побег. Солдата прогоняют через строй и каждый должен ударить его палкой. Руководит этим действием полковник Б., отец Вареньки. Он бьет «малорослого, слабосильного солдата», который недостаточно сильно ударил дезертира по спине, которая в свою очередь уже представляет нечто «пестрое, мокрое, красное, неестественное». Жестокость полковника поражает романтичного Ивана Васильевича. Он принимает решение не становиться офицером. В свою очередь его любовь к Вареньке так же сходит на нет, и он решает не жениться на ней. На Вареньке женится другой человек, вместе они создают семью.
Основная тема, идея, проблема произведения
Данное произведение можно рассматривать с самых разных точек зрения: социально-психологической, философской, моральной, этической, личностной.
В этом рассказе Толстой поднимает проблему взаимодействия личности и окружающей среды. Личность может или подчиниться среде, или пойти в противодействие с ней. Толстой ставит вопрос перед читателями: действительно ли личность формируется в контексте общества или же есть что-то более высокое, что оказывает влияние на личность, существует ли некая человеческая сущность, которая не поддается давлению социума, сущность, которая способна к борьбе против неприемлемого для личности.
Следующей проблемой рассматриваемой в этом произведении является проблема рабского положения солдат во времена правления императора Николая. Условия жизни солдат были весьма тяжелыми: они были практически бесправны, они должны были строго подчинятся воле старшего по званию, условия службы были крайне тяжелыми, регулярно по отношению к солдатам применялись телесные наказания, личность постоянно подвергалась давлению, неравноправие солдат было на лицо.
Толстой в своём рассказе так же поднимает тему морального образа военного. Полковник Б. предстает перед читателем как двуличный человек и лицемер. На балу он изображает из себя примерного семьянина, заботливого отца, с другой же стороны, он является жестким, беспощадным, безжалостным человеком, абсолютно равнодушным у чужой боли, не имеющий чувства сострадания. Рассказчика особо поражает то насколько хладнокровно безразлично полковник относится к этой вопиющей и ужасающей ситуации. В образе полковника Б. Толстой демонстрирует читателю тип человека в маске, иными словами жестокий человек на людях прикрывается маской благопристойности.
Толстой в своем произведении призывает всегда следовать гуманистическим принципам. Не случайно главному герою становится стыдно за то, что он увидел на городской площади. Главный герой чувствует некую причастность к происходящему. Борьба с несправедливостью дело каждого неравнодушного человека.
Несмотря на то, что это произведение является небольшим по объему, в нем затронуты важные социальные проблемы, в нем много психологизма, эмоциональности, ему присущ высокий художественный стиль.