Имажинизм – это направление в русской поэзии 20 века, представители которого считали, что целью творчества является создание образа.
Образ Руси в раннем творчестве С. А. Есенина
Тема родины входит в поэзию Есенина с первых же стихов. Позже поэт признавался: «Чувство родины – основное в моем творчестве». С юных лет в сердце Есенина заняли свое место грустные и раздольные песни Росси, ее молодецкая удаль и светлая печаль, кандальный сибирский звон, бунтарский дух, умиротворенная сельская тишина, церковный благовест, веселый девичий смех.
Еще в юношеских стихах Есенина предстает как истинный патриот. Однако представления поэта о родной земле в лирике того периода еще такие детские, такие наивные. Родина для поэта – это его родное село Константиново, а также его окрестности. Именно «рязанские поля» стали колыбелью поэзии Есенина. В душе поэта еще нет представления о родине как политической, культурной, социальной среде. Чувство родины пока выражается только в любви к родной природе.
В ранней лирике Есенина предстает скромный, но величественный, прекрасный и милый его сердцу пейзаж среднерусской полосы: зеркальная гладь озер, сжатые поля, осеняя роща. Есенин ощущает себя частью родной природы, которая для него –чудесный храм.
Но уже и в этот период родина не представляется Есенину идиллическим «заоблачным раем». Он любит настоящую крестьянскую Русь. В ряде ранних стихов Есенина выписаны образы людей-тружеников. Они описаны с такой искренней, можно сказать, сыновней заботой об их судьбе жизни, часто безрадостной и неустроенной: здесь и крестьяне, которые переживают из-за засухи, заглушившей засевки, и маленькая девочка, которая со слезами просит у окна больших хором «хлеба черствого кусок», и старый дед, который чистит вытоптанный ток и т.д.
В стихотворении «Край ты мой заброшенный» перед читателем предстает тощая деревенька – пустырь с пятью покривившимися избами и некошеной травой. Взгляд поэта не упускает из виду и песчаную дорогу, по который идут люди, закованные в кандалы, и сиротливые избы.
Уже в раннем творчестве Есенина нет идиллии. Здесь есть печаль, тревога, боль, скорбь, отсутствует лишь одно – равнодушие к человеку. И это заметно не только в стихах Есенина, в его творчестве, но и в его поступках и мыслях.
Особенно ярко гуманизм и демократическая устремленность молодого Есенина проявляются в его стихотворении «Русь». Это произведение является наиболее зрелым и в идейном, и в художественном отношении среди остальных дооктябрьских произведений. Стихотворение было опубликовано в 1915 году в журнале «северные записки». И именно это стихотворение, по воспоминаниям одного из современников поэта, принесло ему известность и имя.
Идейно-эстетическую ценность поэзии Сергея Есенина до 1917 года определяют следующие факторы:
- Любовь к родине;
- Ненависть к войне;
- Озабоченность судьбой крестьянской Руси;
- Тяготение к демократическим идеям, к реализму и народности.
Родина и революция в лирике Есенина 1917-1919 гг.
Сергей Есенин был среди тех русских писателей, которые с самых первых дней Октября открыто заняли сторону восставшего народа.
Сам поэт об этом писал: ««В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном».
Судьба родины, судьба народа, в особенности русского крестьянства в эту бурную революционную эпоху волновала поэта и во многом определяла идейно-художественное своеобразие поэм и стихов, написанных Есениным в 1917-1918 годах:
- «Инония»
- «Преображение»
- «Иорданская голубица».
Новый мир здесь предстает или в виде утопических картин мужицкого «рая на земле», или в виде романтического «града Инонии», в котором «живет божество живых» и хозяйствует «революционная вера».
Инония – это другая, иная страна, новая Россия, с которой должно произойти преображение.
Спустя пять лет поэт увидит, что ожидаемого преображения не получилось, и назовет эту страну страной негодяев.
Мотивы покорности и смирения, звучавшие в некоторых его произведениях, поэт отбрасывает, для первых послеоктябрьских стихов Есенина характерна бунтарская, богоборческая тема. В ней в первую очередь и проявляется устремленность Есенина к новой жизни. Художественный стиль поэта приобрел новые черты:
- Пророческий пафос;
- Высокая патетика;
- Метафоричность образов.
События Октября привнесли в поэзию Есенина много нового. Поэт подчеркивает, что «Не будь революции, я, может быть, так бы и засох на никому не нужной религиозной символике».
Родина для поэта – это преображенная страна, «новый Назарет», страна, корой предстоит через крест и муки обрести себя. Это предчувствие, предсказание скорой революции и гражданской воны звучат в стихотворении «Тучи с ожереба», написанном в 1916 году.
Для изображения революционной России Есенин использует библейские сюжеты, фразы, символику, цитаты. С другой стороны, в его произведениях о революции проявляются чеканные, маршевые ритмы, в которых отражается дух времени, поступь той эпохи. 1919 год оказывается в сознании поэта переломным. Гражданская война, разруха, голод и страшные реалии послереволюционных дней вызывают чувство сомнения, неуверенности, состояние идейной смятенности. В произведениях 1919 года слышны трагические мотивы, поэт полое мрачных предчувствий.
В это тяжелое, грозное, суровое время сердце «последнего поэта деревни» не выдержало, дрогнуло. Перед встал мучительный вопрос о том, куда приведет рок событий. Найти ответ на него в тот период было крайне нелегко. Вокруг везде были следы разрухи и войны – опустевшие, голодные села, неухоженные, заброшенные поля, черные трещины на опаленной засухой земле.
Уже к началу 1920 года мечты поэта о «Граде Инонии, где живет божество живых», о патриархальном мужицком рае, рушатся.
Гибель русской деревни вызывает в лирическом герое Есенина грандиозную горечь и боль. Поэт крайне тяжело переживает гибель народной культуры и старой деревни. Это отражается в «Песни о хлебе», «Сорокоусте», «Исповеди хулигана».
В 1920-1922 годы Есенин сблизился с имажинистами. Этот период был крайне сложным для поэта, и многие произведения этого времени свидетельствуют о том, что он испытывал чувство растерянности.