«Мастер и Маргарита» — это роман М. А. Булгакова, над которым писатель работал с конца 1920-х годов и до самой смерти.
Мастер и Маргарита до встречи друг с другом
Благодаря кинематографу история любви Мастера и Маргариты известна даже тем, кто не читал произведение Булгакова. Тема любви в романе притягивает своей искренностью и глубиной.
Булгаков от лица Мастера рассказывает читателю о его жизни до встречи с Маргаритой. Мастер по образованию был историком, работал в одном из музеев Москвы, знал несколько языков и иногда занимался переводами. Он был одинок, у него было мало знакомых в столице. Однажды Мастер по облигации, полученной на работе, выиграл крупную сумму денег, на которую снял в маленьком доме подвальные комнаты, купил необходимые книги и начал работать над романом о Понтии Пилате. Мастер тогда еще имел имя и переживал свой «золотой век». На улице была прекрасная весна, а роман о Понтии Пилате близился к завершению.
Но однажды случилось что-то более восхитительное, чем крупный выигрыш. Мастер встретил очень красивую женщину, с «необыкновенным, никем не виданным одиночеством в глазах». Жизнь героя с этого момента обрела полноту.
Эта женщина была необычайно красива, обеспечена, замужем за молодым и очень успешным специалистом. По меркам окружающих людей, она была абсолютна благополучна.
Автор, рассказывая о героине, восклицает: «Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине!». Однако Маргарита была одинока и глубоко несчастна, а вместе с Мастером в ее жизнь пришел смысл. Так случайная встреча героев стала началом одной из самых увлекательных историй любви в русской литературе.
Проблема любви в романе
Нельзя сказать, что любовь сделала героев произведения лучше или хуже. Любовь, как настоящее чувство, изменило их, сделало другими.
Герои романа поняли, что их встреча была предопределена самой судьбой и что они навек созданы друг друга. Любовь их поразила мгновенно и сразу обоих. Мастер в разговоре с поэтом Бездомным сравнивает это чувство с молнией, с финским ножом. Любовь проникла в сердца героев навсегда и бесповоротно.
С этого момента Мастера на создание великого романа вдохновляла Маргарита. А женщина стала «тайной женой», единомышленницей и подругой Мастера наконец обрела счастье. В их новой жизни не было места больше никому. В их мире существовали только они и их общее дело – роман, над которым трудился Мастер.
Произведение было написано, и наступил момент, когда пришлось из тайного приюта выйти в жизнь. Этот мир, реальность, в которую Мастер погружается, мир бездарности, приспособленчества, отрицания таланта, его ломает. Героям приходится противостоять этому окружающему миру. Автор многопланово решает проблему любви в своем произведении.
Писатель рассказывает историю любви бескорыстной и самоотверженной. Героиня романа принимает интересы Мастера как свои собственные и прилагает максимум усилий, чтобы ее любимый был спокоен и счастлив. Смысл ее существования заключается именно в этом. Она вдохновляет любимого, помогает ему творить и именно она делает его Мастером. Жизнь Маргариты и Мастера становится единой.
Маргарита, ни на одно мгновение не чувствуя себя счастливой в готическом особняке, тем не менее не может уйти от мужа, ничего не объясняя ему. Она не может причинить ему боль, считая, что он не сделал «никакого зла» ей.
А Мастер, написавший гениальный, но «несвоевременный», неактуальный на то время роман, раздавлен, сломлен. «Я теперь никто». Ему больше ничего не нужно, кроме того, чтобы быть рядом со своей любимой, но он не считает себя вправе ломать ей жизнь.
Милосердие и сострадание в любви героев
Любовь в романе Булгакова не только самоотверженна и бескорыстна, она сострадательна и милосердна.
Чувство Маргариты к Мастеру неразрывно связано с любовью героини к людям. Она, с достоинством исполняя роль королевы на балу, одаривает своим вниманием и любовью всех великих грешников. А собственные страдания побуждают Маргариту избавить от страданий других. Она не задумывается, «высокоморальный человек», «человек исключительной доброты» ли она. Маргарита просит у Воланда не о себе, она просит о прощении Фриды, раскаявшейся убийцы своего ребенка.
Любовь даже в порыве мщения позволяет героине оставаться чуткой и милосердной женщиной. А учиненный ею «дикий разгром» прекратился в тот момент, когда в одном из окон она увидела напуганного малыша. Маргарита, жаждущая мести критику Лагунскому, погубившему ее Мастера, не способна его обречь на смерть. А превращение героини в ведьму не лишает ее самого главного – настоящей женственности.
Последний шаг перед растворением в вечности влюбленные делают вместе. Маргарита просит отпустить душу Понтия Пилата, так долго мучимого совестью, а Мастер получает возможность это сделать, закончив свое произведение словами: «Свободен! Свободен! Он ждет тебя!»
Вечная и верная любовь Мастера и Маргариты
Маргарита, оставшись одна и не имея совершенно никаких известий о Мастере, продолжает хранить свое чувство и надежду на встречу. И ей все равно, когда и каким образом эта встреча состоится, кто ее устроит.
Автор в романе раскрывает тему вечной любви и верности как той силы, которая способна спасти человеческую душу.
Он заставляет задуматься о том, на что способен любящий человек ради сохранения своего чувства.
Единственным желанием Маргариты является желание узнать хоть что-то о Мастере. Ради этого она готова поверить во что угодно, готова стать ведьмой и править балом Сатаны. Для нее исчезают границы между Светом и Тьмой. Иешуа, прочитав роман Мастера, просит подарить писателю и ее возлюбленной покой. Маргарита остается навсегда рядом с любимым, ее не страшит смерть.
Мастера сила любви избавляет от страданий, дает ему силы и возвращает его гениальное произведение миру.
Рассказанная Булгаковым на страницах романа тема любви не стареет и убеждает, что истинная любовь существует.